Загрузка...
25.01.2018
6 мин. на чтение

Утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с использованием телемедицины

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует об утверждении Министерством здравоохранения России Приказа от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее – Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2018 г. и вступил в силу 21 января 2018 г.

Напомним, что еще в 2017 году принят так называемый Закон о телемедицине[1], призванный регулировать сферу телемедицинских технологий и предусматривающий внесение изменений в ряд действующих законов, в частности, федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В развитие указанного регулирования в области телемедицины Минздравом России и утвержден новый Порядок, в целом регламентирующий основы организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.


Основные нововведения

Регламентировано дистанционное взаимодействие уровня «врач-врач» и «врач-пациент (законный представитель)»

Взаимодействия между врачами в соответствии с Порядком допускаются с целью получения дополнительного заключения для проведения консультации и/или участия в консилиуме врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения либо целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации, либо медицинской эвакуации. При этом форма такого взаимодействия допустима как экстренная, неотложная либо плановая, консультирование может проводиться в режиме реального времени и (или) в режиме отложенных консультаций.

Дистанционное взаимодействие между специалистами здравоохранения также возможно для целей получения протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения его диагноза, определения прогноза и тактики обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.

Согласно Порядку дистанционное взаимодействие врача и пациента (законного представителя) также возможно – в этом отношении Порядок дублирует положения ст. 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, регламентирующий допустимые цели такого взаимодействия.

Определены правила организации удаленного взаимодействия для консультирующих медицинских организаций: требования к инфраструктуре и работникам

Порядком допускается оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Для надлежащего выполнения указанных функций медицинская организация обязана обеспечить наличие соответствующей инфраструктуры и технического обеспечения (помещение, оборудование, средства связи, мобильные устройства и т.п.) для проведения удаленных консультаций. Это может быть, организовано, в том числе, как посредством Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), так и информационной системы субъекта, системы самой медицинской организации либо третьих лиц, которые предназначены для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Следует, однако, отметить, что Положение о ЕГИСЗ утверждается Правительством РФ, и на текущий момент оно еще не принято.

При этом пациенту (законному представителю) в доступной форме, в том числе посредством размещения в сети «Интернет» должна быть предоставлена соответствующая информация обо всех участниках дистанционного взаимодействия, в том числе о самой информационной системе и порядке и условиях оказания телемедицинского консультирования (включая, но не ограничиваясь, о порядке оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, согласия на обработку персональных данных и данных о здоровье пациента, о вопросах его идентификации и аутентификации, технических требованиях к электронным документам, предоставляемым пациентом (законным представителем) врачу и др.).

Отдельно указано, что для осуществления консультирования могут привлекаться только действующие сотрудники-медицинские работники консультирующей медицинской организации, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников. За свои консультации врачи будут нести ответственность в пределах данного ими заключения.

Для того, чтобы начать легально оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, консультирующей медицинской организации надлежит в обязательном порядке зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ.

Оказывать дистанционную медицинскую помощь допускается вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно. Условия ее оказания определяются фактическим местонахождением пациента.

При проведении дистанционных консультаций лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в электронной форме, а также дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента (при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме). Информация направляется в электронном виде пациенту (законному представителю), либо указанным лицам предоставляется дистанционный доступ к соответствующим данным.

Регламентированы вопросы идентификации и аутентификации участников взаимодействия

Согласно Порядку в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия надлежит использовать единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Из этого следует, что лица, в том числе пациенты, не авторизованные в ЕСИА, не смогут воспользоваться данным способом оказания телемедицинской помощи, что существенно ограничивает круг потенциальных пользователей.

Установлены правила документирования и хранения информации, полученной в результате телемедицинского взаимодействия

Порядком устанавливается, что вся документация и информация, относящаяся к взаимодействию посредством телемедицинских технологий, подлежит хранению в течение установленных сроков, в том числе посредством используемых консультирующей медицинской организацией информационных систем. Документация подлежит заверению усиленной квалифицированной электронной подписью, соответствующие данные будут также вноситься в электронную медицинскую карту пациента, выписки и копии из которой пациент (законный представитель) будет вправе получать в соответствии с установленным законом порядком.

Значение и перспектива

Применение Закона о телемедицине по-прежнему во многом будет определяться соответствующими актами второго уровня, принимаемыми Министерством здравоохранения РФ и другими уполномоченными регуляторами. С принятием Порядка – на текущий момент наиболее детального нормативного правового акта, напрямую регулирующего практические аспекты применения телемедицины - фактически получило свое начало легальное использование телемедицинских технологий при непосредственном оказании медицинской помощи.

Отметим, что Закон о телемедицине все еще требует корректировки и доработки достаточно объемного количества действующих нормативных актов, стандартов оказания медицинской помощи с детальной регламентацией инструментов, которые предлагаются телемедицинскими технологиями. В этой связи утверждение Порядка стало первым, но не единственным необходимым шагом для полноценной работы института телемедицинского консультирования в России.

Отметим, что Порядок покрывает только сферу оказания медицинской помощи посредством использования телемедицинских технологий, которой медицинская деятельность, как это следует из ее определения, указанного в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ, не ограничивается. Это делает невозможным распространение действия Порядка на другие виды медицинских мероприятий, предусмотренных законом.

По-прежнему, также остается не проработанным со стороны государственного регулятора ряд важных вопросов, связанных с интеграцией медицинского законодательства и законодательства об информационных технологиях, персональных данных, регламентация использования цифровой подписи, электронной медицинской картой, хранением документации, совместимостью информационных систем и способов и др. аспектами участия в телемедицинском консультировании. Данные пробелы и несоответствия на данный момент существенно ограничивают круг потенциальных пользователей


О чем подумать

Принятие Порядка дает практической реализации возможности для законного, эффективного и регулярного осуществления взаимодействий врачей, врача и пациента, доведения до пациента большего количества информации о методах, способах и средствах лечения, корректировке назначений, профилактики заболеваний, роста количества таких взаимодействий, для сбора информации о состоянии здоровья пациента, его систематического мониторинга.

Рекомендуем участникам рынка здравоохранения, в том числе, поставщикам аппаратных и программно-аппаратных решений в данной области, ознакомиться с новым регулированием, провести аудит текущей деятельности по телемедицинскому консультированию на соответствие ее законодательству о телемедицине.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с консультированием и правовым сопровождением внедрения и организации работы новых инструментов в соответствии с правовым регулированием телемедицины.



[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.06.2024

Подкаст: Вина в антимонопольных спорах

Айдар Султанов, руководитель представительства "Пепеляев групп" в Республике Татарстан рассказывает в подкасте о специфике у антимонопольных споров, процеду...

Смотреть

25.07.2024

Чем грозит аптеке продажа лекарства с нечитаемым кодом маркировки

Что грозит аптеке за продажу лекарства, код маркировки которого нечитаем (смазан) и, соответственно, сведения о котором ...

23.07.2024

Отложить обязательства на потом. Как суды и регуляторы оценивают отсроченное обеспечение льготных лекарств

Вопрос отсроченного обслуживания рецептов вновь выходит на повестку дня. Минздрав России намеревается вернуть его в обиход...

17.07.2024

Правовые вопросы в обращении медизделий

Старший юрист практики фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина обращает внимание, что с...

09.07.2024

Лишняя копеечка. Аптека оспорила незаконное назначение торгового сбора после отзыва лицензии

Налоговая тема занимает умы профильных ассоциаций, которые пытаются внести свою лепту в улучшение условий налоговой реформы...