Загрузка...
28.12.2024
6 мин. на чтение

Актуализированы положения КоАП РФ и УК РФ в сфере закупок

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 20 декабря 2024 г. Совет Федерации одобрил Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/594965-8 о внесении изменений в КоАП РФ в части административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Одновременно одобрены корреспондирующие поправкиhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/594966-8 в УК РФ.


Необходимость принятия Закона обусловлена тем, что процесс оптимизации закупочных процедур, который активно проводился в последние годы, привел к тому, что большинство составов административных правонарушений утратили актуальность. 

Положения Закона вступают в силу 1 марта 2025 г.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Оптимизация структуры КоАП РФ

Предлагается изложить все составы административных правонарушений, касающиеся госзакупок и обязательных торгов, в едином комплексе из 6 статей. Таким образом, Кодекс дополняется статьями 7.30.1 – 7.30.6. 

Составы административных правонарушений приводятся в соответствие с изменившимся отраслевым законодательством, часть статей исключается, ужесточаются размеры штрафов за отдельные нарушения, вводится возможность выдавать предупреждения и дисквалифицировать должностных лиц за повторные правонарушения.

1.1. Изменение размеров штрафов за нарушения Закона № 44-ФЗФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗФедеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ужесточается ответственность за некоторые нарушения Закона № 44-ФЗ и 223-ФЗ, например:

Нарушение  Было   Стало
   

Закон № 44-ФЗ

Неверный выбор способа закупки 30 тыс. руб. от 30 до 50 тыс. руб.
Несоблюдение объема закупок у СМП и СОНКО 50 тыс. руб. от 40 до 60 тыс. руб.
Нарушение срока заключения контракта 50 тыс. руб. от 5 до 30 тыс. руб
Нарушения в сфере изменения условий контрактов

20 тыс. руб. для должностных лиц
200 тыс. руб. для юридических лиц
от 10 до 50 тыс. руб.  для должностных лиц
от 100 до 300 тыс. руб.  для юридических лиц
Нарушения при обосновании НМЦК 10 тыс. руб.

1 % от НМЦК, но не менее 10 тыс. и не более 50 тыс. руб.
   

 Закон № 223-ФЗ

Установление неправомерных требований к участникам закупки от 2 до 3 тыс. руб.  для должностных лиц
от 5 до 10 тыс. руб. для юридических лиц
от 5 до 30 тыс. руб. для должностных лицПри этом должностным лицам в таких случаях может быть вынесено предупреждение вместо штрафа.
от 10 до 30 тыс. руб. для юридических лиц




1.2. Введение предупреждения и дисквалификации

В ряде случаев впервые предусматривается возможность выдавать нарушителям предупреждение:

Нарушение Санкции   

Закон № 44-ФЗ

Порядка формирования, утверждения планов-графиков Предупреждение или штраф для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб.
Требований к содержанию документов, формируемых при осуществлении закупок Предупреждение или штраф для должностных лиц от 3 до 10 тыс. руб.
Требований к рассмотрению и оценке заявок, либо неправомерное отклонение заявки или отстранение участника закупки  Предупреждение или штраф для должностных лиц 1 % НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.
Порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Предупреждение или штраф для должностных лиц от 10 до 50 тыс. руб.
для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

Закон № 223-ФЗ

Требований к содержанию документов, формируемых при осуществлении закупок Предупреждение или штраф для должностных лиц от 3 до 10 тыс. руб.
на юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.
Требований к порядку либо сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах Предупреждение или штраф для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб.
для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.

За повторное совершение должностным лицом ряда правонарушений предусматривается дисквалификация на срок от 1 до 2 лет, например:

  • за повторную приемку результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при их несоответствии условиям контракта;
  • за повторное нарушение срока либо порядка оплаты отдельных этапов исполнения контракта, поставляемого товара, выполняемой работы (ее результатов) или оказываемой услуги, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом.

1.3. Новые штрафы

Вводятся новые штрафы:

Нарушение Санкции   
   

Закон № 44-ФЗ

Требования к оформлению приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги либо сроков такой приемки Штраф от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц

  Закон № 223-ФЗ

Объема осуществления закупок у СМП и СОНКО  Штраф от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц
от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц 
Порядка или сроков заключения договора Штраф от 5 до 30 тыс. руб. для должностных лиц
от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц

1.4. Введение штрафных санкций для банков и кредитных организаций

С 2022 г. банки являются полноценными субъектами контроля в сфере закупок ввиду того, что они осуществляют юридически значимые действия по обеспечению участия в закупках юридических лиц, граждан и индивидуальных предпринимателей. С учетом изложенного, КоАП РФ дополняется положениями об ответственности банков в случае нарушения закупочного законодательства:

Нарушение Санкции   
Требований к порядку либо сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах Штраф от 30 до 50 тыс. руб. 
Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере ГОЗ обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сделки Предупреждение или штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Совершение уполномоченным банком операций по счету, открытому головному исполнителю, исполнителю для расчетов по ГОЗ, проведение которых по такому счету не допускается  Штраф от 100 тыс. до 1 млн руб.
Порядка блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника торгов Предупреждение или штраф в размере 1 % суммы денежных средств, подлежащих блокированию или прекращению блокирования, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.

1.5. Изменение размеров штрафов за нарушения процедуры обязательных торгов

Составы административных правонарушений, связанные с нарушением процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества также будут подвергнуты изменениям и закреплены в ст. 7.30.5 КоАП РФ:

Нарушение  Санкции   
Требований к порядку и (или) сроку размещения информации о проведении торгов Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц
от 40 до 50 тыс. руб. для ИП
от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц
Порядка определения формы проведения обязательных торгов Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц
от 40 до 50 тыс. руб. для ИП
от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц
Порядка предоставления документации об обязательных торгах, разъяснения такой документации, приема заявок, допуска к участию в обязательных торгах или определения победителя Штраф от 20 до 30 тыс. руб. для должностных лиц
от 30 до 40 тыс. руб. для ИП
от 40 до 50 тыс. руб. для юридических лиц
Сроков заключения договоров Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц
от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц
Изменение по соглашению сторон или в одностороннем порядке условий договора при его заключении или исполнении в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения Штраф от 2 до 3 тыс. руб. для граждан
от 20 до 30 тыс. руб. для должностных лиц
от 50 до 300 тыс. руб. для юридических лиц

Комментарий

Полагаем, что данные нововведения вполне логичны и направлены как на приведение положений КоАП РФ в соответствие с действующими положениями законодательства РФ, так и на усиление контроля за соблюдением закупочного законодательства.


О чем подумать, что сделать

Рекомендуем ознакомиться с текстом Закона и учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении закупочных процедур для российских и иностранных компаний.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом.

Кроме того, наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и законодательстве о закупках и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.12.2024

Legal Drinks: Александр Кузнецов в гостях у Романа Бевзенко.

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Александра Кузнецова.

Смотреть

13.01.2025

Конкуренция и право. Обзор за 23 декабря 2024 г. – 12 января 2025 г.

Опубликованы законы: об ужесточении уголовной ответственности за картели; изменении способа информирования в рекламе...

27.12.2024

Правовые итоги года: важные поправки для граждан и бизнеса

Часть бизнес-поправок касается сферы антимонопольного регулирования. На нее указала партнер, руководитель антимонопольной...

27.12.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 1 за 2025 г.

Взаимовыгодная кооперация между дилерами не запрещена; для закупки у единственного поставщика нужны объективные основания;...

26.12.2024

Совфед одобрил поправки в Закон о рекламе

Информируем, что 20 декабря 2024 г. Совфед одобрил Закон о маркировке рекламы кредитов и обязательных отчислениях за...