Загрузка...

В Центре законодательных инициатив обсудили вопросы совершенствования корпоративного законодательства в новых условиях

28.07.2022
Эксперт «Пепеляев групп» Сергей Таут и руководитель аналитической службы Вадим Зарипов приняли участие в девятом заседании Центра законодательных инициатив при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве Татьяне Минеевой, которое состоялось 27 июля 2022 г.

Одной из обсуждаемых тем стал вопрос совершенствования корпоративного законодательства в новых условиях с целью повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Сергей Таут обозначил важность рассмотрения данного вопроса в связи наблюдаемыми процессами: турбулентностью в экономической и политической сферах, санкционным давлением, контрсанкционным регулированием, необходимостью возврата зарубежных активов российских компаний в РФ, процесса замещения западных инвестиций национальными и приходящими из стран БРИКС и др.

Он отметил, что данные вопросы обсуждались также на сессии «Корпоративное управление: ответ на санкционные вызовы» в рамках X ПМЮФ и на круглом столе в Общественной палате РФ при содействии аппарата федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Первой группой Сергей выделил проблемы, связанные с корпоративным участием иностранных инвесторов в российских обществах. В частности, компании столкнулись с массовым выбыванием иностранных членов совета директоров (наблюдательного совета). Было предложено разработать законодательные механизмы оперативного «замещения»: выбывающих членов совета директоров в случае досрочного сложения полномочий, а также кандидатов на эти должности, если они отзывают свои кандидатуру до или в момент проведения собрания акционеров.

Кроме того, вызывает сложности проблема отсутствия кворума на годовом общем собрании акционеров российских компаний в силу отказа от участия в нем иностранных участников. В связи с этим необходимо разработать механизм созыва одновременно и годового общего собрания акционеров, и повторного общего собрания, которое будет созываться под условием – если первое не наберет необходимого кворума для его проведения.

Отдельно Сергей остановился на вопросах реформирования института «золотой акции». Он отметил, что «золотая акция» не является новым для российского права явлением и была введена ещё в период «большой приватизации» Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации политики при приватизации государственных предприятий». Использование права вето по «золотой акции» влечет приостановку действия корпоративного решения, которое касается вопросов изменение устава; ликвидация; одобрение крупных сделок и др.

На сегодняшний день институт «золотой акции» нуждается в реформировании. По мнению многих экспертов, он уже стал «правовым архаизмом», отголоском «приватизационного периода девяностых». «Видя наличие такого специального права у государства или муниципалитета, новые иностранные инвесторы, например, из стран БРИКС с опасением заходят на российский рынок, да и российские инвесторы смотрят на подобное обременение актива с большой настороженностью», - отметил эксперт.

Сергей выделил следующие проблемы института.

  1. Непоследовательность в регулировании. С одной стороны, установлены ограничения по целям введения золотой акции, сужен круг субъектов этого права, а с другой – расширяется круг субъектов, в отношении которых может применяться данный режим (Госдума в конце прошлого года приняла соответствующий законопроект).
  2. Крайне широкое и неконкретное описание в законе целей введения золотой акции. К примеру, такая цель как «защита нравственности, прав и интересов граждан» может допускать произвольное ограничение самостоятельности любого предприятия.
  3. В законе не конкретизирована обоснованность конкретных случаев использования полномочий по «золотой акции». Фактически цели использования предусмотрены в законе и де-факто не требуют в каждом случае обоснования их наличия для использования права.

В связи с вышеупомянутыми проблемами Сергей предложил пути реформирования института. В частности, необходимо:
  • отказаться от такой цели как «защита нравственности, прав и законных интересов граждан» при введении специального права;
  • отказаться от региональных и сохранившихся муниципальных «золотых акций», т.к. вопросы обороноспособности и безопасности страны (как одна из целей института) относятся к федеральному ведению;
  • отказаться от оснований введения «золотой акции», не связанных с приватизацией и не налагать на общество ограничения, если государство признает, что не видит в нём стратегического интереса;
  • закрепить в законе требование пропорциональности для каждого использования полномочий по указанному праву;
  • допустить использование региональными властями корпоративных правомочий, вытекающих из «золотой акции», только с разрешения федеральных властей;
  • ограничить срок действия «золотой акции» периодом в 3-5 лет.
Последней, не менее важной темой обсуждения стала проблема реструктуризации активов транснациональных групп. Сергей отметил, что на сегодняшний день государство заинтересовано в возврате бизнеса в РФ, а поэтому предусмотрело следующие меры: специальные административные районы на о. Русский и о. Октябрьский с преференциями, несколько этапов «налоговой амнистии», льготные режимы для инвестиций в дальневосточные территории и участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и т. д.

Однако возврат бизнеса в российскую юрисдикцию нередко требует предварительной реструктуризации холдинга. И уже на этом этапе, как показывает практика, бизнес может столкнуться с налоговыми издержками. Сергей привел в пример дело АО «Торговый дом «Перекресток», где налоговые органы не усмотрели экономического смысла в корпоративной сделке внутри холдинга, направленной на изменение структуры владения российскими активами с целью вернуть его в российскую юрисдикцию. Результатом налогового спора стали доначисления в сумме более 1,5 млрд. руб. При этом суды на текущей стадии спора поддержали позицию налоговых органов.

Решением этой проблемы может быть:

  • исключение оспаривания внутригрупповых сделок с иностранным элементом, когда бизнес добросовестно адаптировал свою структуру под требования закона;
  • гармонизация налогового и корпоративного законодательства в рассматриваемой части;
  • законодательное закрепление правил налогообложения внутригрупповых операций, в том числе с иностранным элементом, либо выпуск соответствующих ведомственных разъяснений.
Представители Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы, Главного контрольного управления г. Москвы и Общественной приемной г. Москвы, которые также приняли участие в мероприятии, подтвердили актуальность поднятых вопросов и поддержали предлагаемые экспертом меры.
 

Отправить статью

Возврат к списку

16.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в заседании Дискуссионного Налогового ...
15.09.2025
Сергей Пепеляев выступил на Всероссийском молодежном юридическом форуме «ЮрСлёт»
15.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» обсудили трансформацию налогового контроля на заседани...
12.09.2025
Наталья Присекина выступила на Симпозиуме Китайской морской арбитражной комиссии...
10.09.2025
Наталья Присекина приняла участие с Восточном Экономическом Форуме
01.09.2025
«Пепеляев Групп» объявляет о новых назначениях в компании
20.08.2025
Лидия Горшкова на конференции «Деловой России» с делегацией компаний-членов Феде...
06.08.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в обсуждении контуров новой эры междун...