Загрузка...

Неправомерное использование инсайдерской информации

04.08.2010

30 июля 2010 года Президентом РФ подписан и официально опубликован Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который вступает в силу по истечении 180 дней с даты официального опубликования.

Идея принятия этого Закона не является новой для России. Законопроект обсуждался без малого десять лет. Примечательно, что в процессе его обсуждения сменилось несколько руководителей ФСФР/ФКЦБ. В связи с этим логичным является вопрос: почему вступление Закона в силу должно произойти именно сейчас, а не раньше, когда фондовый рынок находился в стадии активного роста, и его не потрясали кризисные явления экономики?

В первую очередь Закон направлен на установление на Российском фондовом рынке правил, по которым играют развитые страны мира уже не одно десятилетие.

Цель Закона - «обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление их доверия, а также пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком».

Под инсайдерской информацией понимается – «точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации».

Определение Законом инсайда дано в широком смысле. Возможно по этой причине на ФСФР возлагается обязанность утвердить перечень информации, которая может быть признана инсайдерской. Также перечень инсайдерской информации должен быть самостоятельно разработан и утвержден некоторыми инсайдерами. Фактически без данного перечня утвержденного ФСФР Закон будет являться недействующей нормой, и применять его на практике будет невозможно. Когда появится перечень инсайдерской информации – спрогнозировать трудно. Однако, как показывает практика ФСФР (например, после принятия поправок в ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части, позволяющей обращение ценных бумаг иностранных эмитентов на российском фондовом рынке) для разработки такого перечня потребуется какое-то время.

В дополнение к вышеизложенному Закон содержит множество отсылочных норм, в частности помимо указанных выше правил, ФСФР обязано подготовить документ, утверждающий порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации и т.п.

В Законе представлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть признаны инсайдерами. Формально, их можно разделить на 2 основные категории:

1. Юридические лица – эмитенты, управляющие компании, хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на ранке, клиринговые компании, а также иные компании, непосредственно связанные с рынком ценных бумаг, включая лиц, входящих в их органы управления, либо имеющие доступ к инсайдерской информации на основании гражданско-правовых договоров (оценщики и аудиторы);

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, а также их руководители.
Отметим, что действие данного Закона не распространяется на Прокуратуру РФ.

Для целей пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, Закон приводит перечень действий, которые могут быть признаны манипулированием рынка. Например, если имеет место умышленное распространение через СМИ (включая Интернет) заведомо ложных сведений в результате которых цена на финансовый инструмент отклонилась от уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений, то СМИ, распространившие данную информацию, должны сообщить ФСФР сведения об инсайдере, который раскрыл им ее. Требования сообщить сведения об инсайдере, распространяются как на издание, так и на главных редакторов и журналистов.

Первоначальная редакция Закона предусматривала ответственность для СМИ и лиц, связанных с данной профессией, за распространение инсайдерской информации. Однако в ходе длительного обсуждения и согласования Закона с журналистским сообществом, положения Закона удалось смягчить. Теперь СМИ, главные редакторы или журналисты не будут нести ответственность, если публикация основана на дословных цитатах или других публикациях. Ответственность может наступить только в том случае, если указанными лицами была получена выгода или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике – распространителе ложной информации.

Не секрет, что уровень давления на российский бизнес со стороны всевозможных контролирующих органов велик. Закон не является исключением из сложившейся традиции, устанавливая очередные обязательные формы отчетности. В частности, лица, на которые распространяется действие Закона, обязаны вести список инсайдеров и уведомлять ФСФР об его изменении. Также на самих инсайдеров возлагается обязанность уведомлять ФСФР об операциях с ценными бумагами определенных эмитентов и т.п. Нарушение данных требований может повлечь наложение крупных административных штрафов.

Как было отмечено выше, органы государственной власти и местного самоуправления, а также их руководители, могут быть отнесены к категории инсайдеров. Между тем из Закона не следует должны или нет высокопоставленные чиновники нести ответственность за свои высказывания, которые повлекли изменения стоимости ценных бумаг эмитентов, как это было не раз. 

Законом вносится ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях (которые вступают в силу одновременно с вступлением в силу Закона) и Уголовный кодекс РФ –  вступают в силу через 3 года после вступления Закона в силу.

Максимальный размер административного штрафа за нарушение Закона составляет 1 000 000 рублей. Уголовно-правовое наказание будет более суровым – до 7 лет лишения свободы. Будем надеяться, что до начала вступления в силу поправок в Уголовный кодекс РФ, уже сформируется практика применения Закона, и это не будет дополнительным инструментом давления на бизнес.

Не совсем ясен вопрос с недействительностью сделок – с одной стороны последствий недействительности сделок, как сделок совершенных с нарушением этого Закона, повлекло бы за собой коллапс рынка, но с другой стороны получается, что уплати штраф и будь спокоен. С учетом сумм вращающихся на фондовом рынке – это небольшая цена вопроса.

Помимо разработки правил контроля и введения ответственности за нарушения, Закон снимает последний барьер, который препятствует подписанию многостороннего меморандума с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и дальнейшему развитию сотрудничества России с группой международных регуляторов. Членство России в IOSCO, позволило бы оперативно принимать многие решения на финансовом рынке. Кроме того, прямое участие в этой международной организации позволит в будущем оказывать влияние на разработку международных правил для финансовых рынков с учетом национальных интересов.

Отправить статью

Возврат к списку

30.06.2022
Новый том #Глоссы вышел при поддержке «Пепеляев Групп»
24.06.2022
«Пепеляев Групп» на X Петербургском международном юридическом форуме
20.06.2022
В НИУ ВШЭ прошел выпуск магистров программы по комплаенсу, партнером которой явл...
09.06.2022
В доклад Бориса Титова Президенту РФ вошло 11 предложений «Пепеляев Групп»
08.06.2022
РАСПП признал «Пепеляев Групп» юридической компанией года
01.06.2022
Роман Бевзенко успешно защитил докторскую диссертацию
30.05.2022
«Пепеляев Групп» вошла в партнерскую программу VK по налоговому мониторингу
27.05.2022
Наталья Коваленко приняла участие в мероприятии VK
X
Оцените, пожалуйста, удобство работы с сайтом:
Комментарий