Загрузка...

Антикризисный митап

23.06.2022

8 июня 2022 г. эксперты в 10-й раз собрались на встрече Антимонопольного клуба под эгидой журнала «Конкуренция и право». На дискуссионной сессии обсуждались самые острые вопросы антикризисной антимонопольной повестки. Какие направления работы ФАС России сегодня в приоритете? С помощью каких инструментов служба контролирует ценообразование? Что думают лидеры мнений о законопроекте о назначении внешней администрации по управлению иностранными компаниями? Как обновилось закупочное законодательство? Детали мероприятия – в нашем репортаже.

Обсудить, как меняется антимонопольное регулирование на фоне экономической ситуации в России, и узнать, какие антикризисные законодательные инициативы предлагает ФАС России, — так определила цель дискуссии партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», главный эксперт журнала и модератор встречи Елена Соколовская.

«В частности, рынку важно понимать, каким образом и с помощью каких инструментов служба выявляет и пресекает необоснованное ценообразование, — уточнила она. — Не менее интересны итоги проверок компаний из-за роста цен, а также обновленные подходы ведомства к экономическому анализу практик ценообразования. Наконец, важно услышать позицию регулятора по поводу предложения ввести механизм ручного регулирования цен на уровне государства и легализации параллельного импорта».

Обозначив круг вопросов предстоящей дискуссии, модератор передала слово Татьяне Авдониной, заместителю начальника Правового управления ФАС России.

По словам представителя ведомства, ряд законодательных инициатив по адаптации антимонопольного регулирования к новым экономическим реалиям уже реализованы. Во-первых, рассказала она, 27 февраля вступил в силу Федеральный закон от 16.02.2022 № 11-ФЗ о повышении с 400 до 800 млн руб. пороговых значений размера активов хозяйствующих субъектов в целях антимонопольного контроля. Во-вторых, в КоАП РФ предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в половинном размере за заключение антиконкурентного соглашения. Такие поправки вступили в силу 17 марта в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2022 № 41-ФЗ.

Среди инициатив, которые сейчас обсуждаются, спикер назвала следующие предложения:

  • исключить в 2022 г. требование о необходимости получать предварительное согласие антимонопольного органа на сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении них, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составляет от 800 млн до 2 млрд руб.;

  • разрешить в 2022 г. предоставлять государственные (муниципальные) преференции без предварительного согласования с антимонопольным органом, но с введением уведомительного порядка и последующего контроля, чтобы исключить отрицательное влияние на конкуренцию; речь идет о преференциях в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, социального обеспечения населения, поддержки малого и среднего бизнеса;

  • ввести мораторий на применение в 2022 г. норм антимонопольного законодательства в отношении принятых регионами решений об определении иных случаев закупки у единственного поставщика при реализации права на принятие такого решения в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ;

  • сократить сроки выдачи предостережения с 10 до 2 рабочих дней. Эта мера, как предполагается, будет иметь постоянный характер.

Выступающая отдельно остановилась на теме контроля за ценообразованием, которому ФАС России уделяет особое внимание.

«Еще со времен пандемии усилен контроль за ценами. Мы постоянно ведем их мониторинг на рынках продовольственных товаров, стройматериалов, авиабилетов, топлива, лекарственных препаратов, медизделий, минеральных удобрений. Анализ ценообразования проводим в отношении всей товаропроводящей цепочки», — пояснила Татьяна Авдонина. Она поделилась итогами работы ведомства в этом направлении: на сегодня возбуждено семь дел по признакам нарушения ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выдано 21 предупреждение в рамках таких контрольных мероприятий.

В случае выявления публичных заявлений, содержащих провоцирующие рост спроса утверждения или прогнозы, ФАС России оперативно — в срок один-два дня — выдает соответствующим должностным лицам организаций предостережения. Только за период с марта по май 2022 г. выдано более 100 предостережений. В отношении доминирующих торговых сетей сейчас рассматривается пять дел о нарушении антимонопольного законодательства. Помимо этого, выдано 14 предупреждений крупнейшим торговым сетям в связи с выявленными признаками злоупотребления доминирующим положением путем установления завышенных цен по сравнению с ценами на конкурентных рынках. «В рамках исполнения предупреждений торговые сети снижают цены на социально значимые продукты питания. А в ряде регионов делают это, не дожидаясь получения официальных предупреждений», — отметила спикер.

Кроме того, добровольные обязательства по ограничению наценок взяли на себя с начала 2022 г. восемь торговых сетей федерального уровня (снижение наценок до 5%), 77 торговых сетей регионального уровня и большое количество магазинов несетевой торговли в 30 регионах России. «Важно понимать, что неисполнение торговыми сетями публично взятых на себя добровольных обязательств по ограничению наценок на реализуемую продукцию может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности недобросовестной конкуренции. По таким выявленным фактам выдано 11 предупреждений», — обратила внимание представитель ФАС России.

Она также отметила, что ведомство скорректировало подход к экономическому анализу практик ценообразования на российские товары. В текущих экономических условиях служба отдает приоритет удовлетворению потребностей внутреннего рынка по сравнению с экспортными котировками при условии соблюдения принципов ответственного ценообразования. «То есть приоритет будет отдаваться балансу спроса и предложения на внутреннем рынке, а не ценам на мировом рынке», — уточнила Татьяна Авдонина и детально рассказала о недавних кейсах, связанных с проверкой цен на детские товары, бытовую технику и электронику.

На вопрос модератора, какова позиция ФАС России по поводу предлагаемой ранее идеи ввести механизм ручного регулирования цен на уровне государства, спикер ответила: «В отношении всех социально значимых товарных рынков антимонопольный орган ведет постоянный мониторинг как на федеральном, так и на региональном уровне. На отдельные виды таких товаров цены уже регулируются государством, например на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП. Таким образом, сегодня сформированы механизмы, позволяющие правительству оперативно реагировать на рост цен на социально значимые товары. Важно помнить, что в рамках рыночной экономики работают рыночные механизмы ценообразования. Оно должно быть экономически объективным, иметь в своей основе объективные индикаторы, отвечать текущим экономическим реалиям и потребностям потребителей в товарах на внутреннем рынке».

Следующим пунктом в повестке клубной встречи стало обсуждение законопроекта о введении внешней администрации по управлению организацией[1], получившего неоднозначную оценку бизнеса и экспертов. С подробным комментарием этой инициативы выступила партнер «Пепеляев Групп» Наталья Стенина.

Согласно проекту, внешняя администрация осуществляет временное управление организацией (ее филиалом) и назначается судом по решению межведомственной комиссии Минэкономразвития России (далее — МВК).

Для назначения внешней администрации необходимо, чтобы организация одновременно соответствовала двум критериям:

  • иностранное лицо контролирует российскую организацию или владеет — прямо или косвенно — не менее 25% акций (долей) и связано с недружественным иностранным государством;

  • организация имеет существенное значение для обеспечения — в РФ или субъекте — стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и интересов граждан.

Однако эти критерии, считает выступающая, вызывают вопросы. Например, как можно ввести внешнюю администрацию в филиале, учитывая, что филиал не является самостоятельным юрлицом, а все имущество принадлежит головной организации?

Другой вопрос: как само по себе владение 25% предполагает контроль? При этом ходатайство об отказе в назначении, досрочном прекращении внешней администрации может подать только акционер с 50%-ным участием. Таким образом, иностранный акционер с долей более 25%, но менее 50% не может помешать введению внешней администрации.

По мнению спикера, положения законопроекта создают широкое поле для усмотрения правоприменителя, например, при установлении связи лица с недружественным государством, а также при применении критерия «существенное значение компании для гражданского оборота». Причем перечень оснований, по которым МВК может признать организацию таковой, является открытым.

«Кроме того, бизнес беспокоят предлагаемые в проекте основания для введения внешней администрации, — продолжила Наталья Стенина. — Всего их пять, и формулировки, по сути, настолько обширны, что теоретически даже плохое управление компанией, влекущее существенное падение ее выручки, вкупе с наличием иностранного контроля со стороны акционеров, связанных с недружественными странами, может повлечь введение внешней администрации».

Поскольку правила игры непонятны, возникает много вопросов. Возможна ли добровольная ликвидация компании в этом случае? Приведут ли к назначению внешней администрации неправильные управленческие решения?

Выступающая выделила и иные положения законопроекта, вероятно, нуждающиеся в доработке и уточнении:

  • отсутствие правового регулирования деятельности МВК;

  • сжатость сроков процедуры введения внешней администрации;

  • отсутствие механизмов контроля за внешней администрацией и возможности ее замены;

  • жесткие обеспечительные меры, которые могут заблокировать деятельность организации;

  • непрозрачность назначения управляющего;

  • отсутствие контроля за сохранностью рабочих мест и продолжением работы организации в случае выкупа акций (долей) внешней администрацией в рамках предоставленного ей законопроектом преимущественного права.

Завершая выступление, Наталья Стенина выразила надежду, что эти риски будут сняты при доработке законопроекта.

Заключительная часть встречи была посвящена поправкам в законодательство о закупках в условиях санкций. Обзор изменений представила юрист «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.

Основные поправки затронули стадии выбора поставщика и исполнения контракта, а также особенности закупок в здравоохранении и строительстве (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ). Эксперт подробно рассказала о каждом блоке изменений.

  1. Расширен перечень случаев закупки у единственного поставщика, в том числе лекарств, медизделий и расходных материалов, технических средств реабилитации. Дополнительные случаи таких закупок до конца 2022 г. могут быть определены Правительством РФ, органом власти региона, местной администрацией.

    Анна Симаченко обратила в этой связи особое внимание на письмо ФАС России от 17.03.2022 № МШ/22107/22, где разъяснены вопросы принятия актов регионов об определении единственных поставщиков.

  2. По соглашению сторон возможно изменить существенные условия контракта, заключенного до 1 марта 2023 г., если при его исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

    Кроме того, в 2022 г. Правительство РФ вправе устанавливать порядок и случаи изменения существенных условий госконтрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680).

  3. Предусмотрена возможность списать «санкционные» неустойки: кабинет министров вправе установить случаи и порядок списания начисленных, но не списанных заказчиком сумм неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340).

  4. С 1 июля 2022 г. вводится новое основание для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков: принятие поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии оснований (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ).

Подводя итоги сессии, Елена Соколовская отметила, что в целом законодательные инициативы ФАС России направлены на превенцию антимонопольных нарушений, а не на усиление карательной функции ведомства. Служба выступает за послабления в некоторых вопросах антимонопольного регулирования, цель которых поддержать бизнес в сегодняшних непростых экономических условиях. «Особую благодарность хочется выразить ФАС России за взвешенный и вдумчивый подход при обсуждении инициативы ввести механизм ручного госрегулирования цен. Очень важно и отрадно, что ведомство продолжает отстаивать идею об экономически обоснованном ценообразовании, которое должно строиться на рыночных механизмах соотношения спроса и предложения, а не на ручном управлении со стороны государства», — подчеркнула модератор.


[1] Законопроект № 104796-8. Принят Госдумой в первом чтении 24.05.2022.

Отправить статью

Возврат к списку

05.04.2024
Айдар Султанов принял участие в Татарстанском международном форуме по энергетике...
05.04.2024
«Пепеляев Групп» и Генеральное консульство Республики Корея вновь подписали согл...
03.04.2024
Вадим Зарипов покидает «Пепеляев Групп»
31.03.2024
Делегация «Пепеляев Групп» посетила с бизнес-миссией Пекин и Шэньчжэнь
27.03.2024
Айдар Султанов принял участие в конференции «Современные тенденции доказывания в...
20.03.2024
Эксперты «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся результаты в индивидуаль...
11.03.2024
PGP Tax Consultancy лидирует в рейтинге Право.ru, посвященном рынку ОАЭ
14.02.2024
Айдар Султанов принял участие в научной конференции в МГУ