Загрузка...
06.09.2018
2 мин. на чтение

Закон о деятельности интернет-агрегаторов и повышение НДС: как отрасль восприняла новые инициативы регуляторов

Вступил в силу многострадальный закон об ответственности онлайн-агрегаторов товаров и услуг, на протяжении долгого времени бывший причиной ожесточенных споров между его инициаторами и принципиальными противниками. 

По словам Елены Рыбальченко, юриста корпоративной практики «Пепеляев Групп», необходимость принятия данного закона назрела давно. В эпоху, когда практически любые товары и услуги можно заказать, купить или продать онлайн, а интернет-пространство становится привычным и естественным местом встречи продавца и покупателя, закон, регулирующий деятельность посредников, которые помогают встретиться в этом пространстве продавцу и покупателю, несомненно, нужен. 

До принятия поправок в Закон о защите прав потребителей распространенной практикой в работе торговых агрегаторов с продавцами/исполнителями было использование агентской схемы взаимоотношений. Что до некоторой степени вводило потребителя в заблуждение, так как у него неизбежно возникали вопросы: 

  • с кем, собственно, у меня сложились взаимоотношения – с продавцом/исполнителем или c агрегатором? 
  • кто несет ответственность за соблюдение моих прав потребителя и к кому обращаться с претензиями по качеству товара/услуги, возврату стоимости товара/услуги или самого товара? 

Ведь с позиции потребителя, он выбрал товар на онлайн-площадке агрегатора, заплатил агрегатору деньги за товар, получил от агрегатора все электронные подтверждения получения заказа/оплаты/доставки товара, тем не менее, если в процессе возникали какие-то неполадки (с оплатой, доставкой, приемкой, качеством товара), то агрегаторы отправляли потребителей к продавцу, ссылаясь на свой агентский статус. То есть потребитель заведомо находился в более слабой и уязвимой позиции по отношению к продавцу товара или исполнителю услуги. 

С принятием нового закона расстановка сил меняется. 

Во-первых, теперь агрегаторы обязаны доводить до сведения потребителя информацию о продавце товара и исполнителе услуги. Это добавит ясности для потребителя в вопросе, кто несет ответственность за возможные недостатки товара или его несвоевременную доставку. 

С другой стороны, это нововведение, возможно, и агрегаторам упростит жизнь. Если агрегатор автоматически размещает всю информацию о товаре/услуге и продавце у себя на сайте, то это, вероятно, снизит количество поступающих от потребителей вопросов и тем самым уменьшит нагрузку на тех сотрудников агрегатора, которые рассматривали и обрабатывали огромное количество обращений в ручном режиме. 

Во-вторых, поправки в Закон о защите прав потребителей также вводят обязанность по возврату потребителю полученной агрегатором предварительной оплаты товара по требованию потребителя и прямую ответственность самих агрегаторов перед потребителем в определенных законом случаях. Эти поправки направлены на защиту потребителей в случаях, когда:

  • продавец/исполнитель вовремя не передает товар/услугу потребителю, или потребитель отказался от договора купли-продажи товара (договора оказания услуг), о чем он уведомил продавца/исполнителя; 
  • агрегатор не доводит до потребителя информацию о товаре/услуге в том объеме, в котором ему такую информацию предоставил продавец/исполнитель, либо предоставляет не соответствующую действительности информацию о товаре/услуге. Но если продавец/исполнитель сам предоставил неполную или недостоверную информацию, то тут агрегатор никакой ответственности не несет.
«В целом, – подводит итог эксперт, – закон «не переворачивает» рынок работы агрегаторов в торговле с ног на голову и вряд ли существенно осложнит их работу». Как эти нормы будут работать в реальности – покажут время и правоприменительная практика. 

Источник:  Retail&Loyalty 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.02.2024

Новости недвижимости: границы территориальных зон и населенных пунктов, оформление машино-места и др

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

25.08.2022

Уход зарубежных брендов из России меняет регулирование аренды

Риски падения доходов арендодателей существенно возросли на фоне массового приостановления деятельности зарубежных брендов,...

17.03.2022

Верховный Суд признал незаконным отказ продавца вернуть денежные средства за подарочную карту

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о рассмотрении Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суд...

27.04.2021

Политика сдерживания цен государством чревата негативными последствиями

В начале марта на сайте правительства России появилось сообщение об утверждении в России постоянного мониторинга цен на ...

28.05.2020

Отказ потребителя от договора через интернет или мобильное приложение: возможно ли?

Будет ли отказ от договора состоявшимся в случае простого нажатия потребителем нескольких клавиш, без посещения офиса исполнителя?...