В чем плюсы и минусы исполнения комплаенс-функции на аутсорсинге, как лучше всего проводить обучение сотрудников, какие решения используются для проверки контрагентов и почему при автоматизации комплаенса имеет смысл использовать технологию блокчейн, рассказали эксперты «Право.ru». Они также обсудили специфику оценки рисков в компаниях с госучастием.
Комплаенс – это система мер, направленная на оценку рисков и предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании. По мнению Сергея Таута, эксперта «Пепеляев Групп», в ближайшей перспективе комплаенс будет охватывать 100% организаций. «На это нацелены госполитика и законодательство. Сам бизнес тоже постепенно приходит к пониманию, что лечение дороже профилактики, а значит, внедрить комплаенс дешевле, чем бороться с последствиями в виде санкций, репутационных потерь и иных негативных последствий неэтичного и незаконного поведения отдельных сотрудников», – говорит Таут.
Обычно функции комплаенса выполняет правовой департамент. Однако, по мнению Таута, лучше организовывать самостоятельную комплаенс-функцию, имеющую прямое подчинение главе компании. «На мой взгляд, это является идеологически более верным решением, учитывая функцию комплаенса как суперконтроллера всех бизнес-процессов и принимаемых решений в компании, что требует максимально возможной независимости от внутренних юристов и руководителей иных направлений. В этом варианте формально комплаенс-офицер или комплаенс-директор может подчиняться генеральному директору, но фактически у него должна быть возможность рапортовать напрямую совету директоров и аудиторскому комитету», – говорит Таут.