Загрузка...
08.07.2020
15 мин. на чтение

Поддержка бизнеса, наиболее пострадавшего в условиях пандемии COVID-19: проблемы и перспективы

Пандемия коронавируса заставила государство разработать весомое количество мер оперативной помощи бизнесу, ощутившему на себе тяжелые последствия вспышки заболевания. Такие меры принимались и продолжают приниматься как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Виды помощи различны для различных субъектов предпринимательской деятельности. Пожалуй, самым широким арсеналом мер поддержки может воспользоваться бизнес, ведущий свою деятельность в отраслях экономики, признанных государством в наибольшей степени пострадавшими в условиях пандемии коронавируса, что вполне логично. К числу таких отраслей относятся те, которые прямо названы таковыми в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 года № 434 (далее – Перечень наиболее пострадавших отраслей, Перечень). Так, например, в Перечень включены непродовольственный ритейл (коды ОКВЭД 45.11.2; 45.11.3; 45.19.2; 45.19.3; 45.32; 45.40.2; 45.40.3; 47.19; 47.4; 47.5; 47.6; 47.7; 47.82; 47.89; 47.99.2), общественное питание (код ОКВЭД 56) и ряд др. отраслей.

Для того чтобы определить, является ли компания/ИП получателем мер поддержки, рассчитанных на наиболее пострадавшие отрасли, необходимо сопоставить закрепленный в Перечне код ОКВЭД с кодом ОКВЭД, указанным в сведениях о таком лице в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для большинства мер поддержки – в качестве основного кода, однако есть исключения) на определенную дату.

В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень. Например, как прямо указала ФНС России в Письме от 15.05.2020 года № СД-4-3/8085 «О предоставлении мер поддержки для видов деятельности по ОКВЭД 47.19», меры поддержки, предусмотренные для субъектов с кодами основного вида деятельности 47.19, распространяются также на тех субъектов, чьими кодами основного вида деятельности являются 47.19.1 и 47.19.2.

Таким образом, государство пошло по пути формального определения видов наиболее пострадавших отраслей, что вызвало шквал критики со стороны экспертов и бизнес-сообществ. Несмотря на то, что Перечень продолжает пополняться (новейшее изменение Перечня касается его дополнения постановлением Правительства РФ от 26.06.2020 года № 927 пассажирскими перевозками железнодорожным транспортом в междугородном сообщении и пассажирскими перевозками морским и внутренним водным транспортом – коды ОКВЭД 49.10.1; 50.1; 50.3), проблемы остаются.

Многие фактически пострадавшие предприятия не могут получить меры господдержки лишь по формальному основанию. В качестве примера можно привести ситуацию с книготорговцами и издателями: по результатам опроса, проведенного Российским книжным союзом совместно с Ассоциацией книгоиздателей России и Ассоциацией книгораспространителей независимых государств, на который ссылается газета «Известия», лишь 38% малых и средних предприятий зарегистрированы по ОКВЭД 58.11 (издание книг) и 47.61 (розничная торговля книгами в специализированных магазинах), включенным Правительством РФ в Перечень наиболее пострадавших отраслей.

Следует отметить, что подавляющее большинство мер поддержки пострадавшим отраслям экономики действует только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). Критерии и порядок признания организации субъектом МСП регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»(далее – Закон об МСП).

Закон об МСП определяет субъекта МСП исключительно как субъекта, сведения о котором внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр МСП). Иными словами, исходя из действующего законодательства, если компании нет в реестре, подтвердить свой статус в качестве субъекта МСП она не сможет – третьими лицами, в том числе, государственными органами, принимаются во внимание именно данные реестра.

На практике многие предприниматели сетовали на то, что, несмотря на их формальное соответствие критериям признания того или иного лица субъектом МСП, они не были включены в этот реестр по состоянию на 1 марта 2020 года (а для получения многих, но не всех, мер поддержки необходимо наличие статуса субъекта МСП именно на указанную дату). 

Отсутствие компании в реестре МСП может быть связано с тем, что компания вовремя не сдала отчетность за 2018 год. Также данный факт может быть вызван тем обстоятельством, что согласно правилам ведения реестра МСП, установленным Законом об МСП, компания по итогам отчетности за 2019 год в принципе может быть включена в реестр МСП по сроку только 10 августа 2020 года.

Учитывая исключительный характер ситуации с COVID-19, государство пошло навстречу налогоплательщикам и допустило возможность внепланового пересмотра реестра МСП. Так, по сообщению ФНС России, в мае в реестр МСП были дополнительно внесены сведения о 69 тыс. предприятий МСП (18 тыс. компаний и 51 тыс. ИП).

Кроме того, государство ввело послабления для лиц, не подавших в налоговый орган сведения за 2018 год в установленный срок, то есть до 1 июля 2019 года: такие лица, тем не менее, будут включены в реестр МСП, если они успели подать эти сведения позже, но в любом случае не позднее 30 июня 2020 года. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.06.2020 года № 166-ФЗ.

Таким образом, в самое ближайшее время реестр МСП вновь ждет внеплановое обновление, благодаря чему еще большее количество предпринимателей смогут воспользоваться мерами поддержки.

С учетом динамичности нормативного регулирования в сфере господдержки едва ли есть необходимость в перечислении всех тех мер помощи, которые доступны бизнесу из пострадавших отраслей (да и вообще всем субъектами предпринимательской деятельности). Остановимся на некоторых из них.

Перенос срока уплаты налогов (продление, отсрочки, рассрочки)

Налоговые послабления в виде переноса срока уплаты налогов стали одними из первых мер поддержки, разработанных для помощи бизнесу, оказавшемуся в сложных условиях из-за ограничений режима повышенной готовности.

В этой части отметим, что не нужно путать продление сроков и отсрочку. Продление сроков осуществляется автоматически, для отсрочки же требуется волеизъявление налогоплательщика в форме заявления.

На сайте ФНС России в удобном табличном виде обобщена информация о сроках, на которые продлены сроки уплаты того или иного налога (в целом, сроки уплаты большей части налогов продлен на срок от четырех до шести месяцев), а также о сроках, на которые продлены сроки уплаты страховых взносов за тот или иной период.

Также на сайте ФНС России размещен сервис проверки возможности получения отсрочки/рассрочки по налогам по ИНН или ОГРН/ОГРНИП налогоплательщика. При удовлетворении компании/ИП критериям получения беспроцентной отсрочки/рассрочки по налогам необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения или учета заявление и обязательство соблюдения условий отсрочки, рекомендуемые формы которых разработаны ФНС России. Для получения отсрочки/рассрочки на период свыше 6 месяцев необходимо также представить в налоговый орган доказательство наличия обеспечения (в виде залога, поручительства или банковской гарантии).

Отрадно, что осознав, что так скоро так называемый «коронакризис» не кончится, государство разрешило предпринимателям, получившим отсрочку/рассрочку, платить налоги равными долями в течение года, а не потребовало уплаты всей суммы налога сразу.

Списание налогов (кроме НДС) и взносов за 2 квартал 2020 года

Федеральным законом от 08.06.2020 года № 172-ФЗ предусмотрено освобождение субъектов МСП из пострадавших отраслей от исполнения обязанности уплатить налоги, сборы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года, а также возможности применения пониженных тарифов страховых взносов по ставке 0%.

Для удобства налогоплательщиков ФНС России разработала специальный сервис проверки возможности получения компанией/ИП соответствующей меры поддержки по ИНН такой компании/ИП.

Важный нюанс: налогоплательщики не освобождены от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов. Обязанность исчислить соответствующие налоги и подать налоговые декларации (расчеты) в установленные сроки сохраняется. На основании представленных документов налоговый орган самостоятельно произведет учет освобождения от обязанности по уплате налогов.

Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 0%, то к суммам, исчисленным в отношении выплат в пользу физических лиц в расчете за апрель, май, июнь 2020 года, плательщик страховых взносов самостоятельно применяет пониженные тарифы в размере 0%.

Прямые субсидии из бюджета в размере 1 МРОТ на сотрудника за апрель и май 2020 года

По словам Н. Приставки, руководителя Управления ФНС России по Воронежской области, субсидии на поддержание деятельности предприятия, в частности, на выплату зарплат, оказались самой популярной федеральной мерой поддержки.

Согласно данным с сайта ФНС России по состоянию на 3 июля 2020 года налоговые органы получили более 1 млн 300 тыс. заявлений на выплату субсидий за апрель и почти столько же (на 150 тыс. меньше) заявлений на субсидии за май. При этом субсидии за апрель получили 1 047 159 организаций/ИП на общую сумму 44 563 млн руб. и за май - 1 043 889 субъектов МСП на общую сумму 43 404,5 млн руб.

Государство максимально упростило порядок получения таких субсидий (заявление можно было подать в электронном через личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо в бумажном виде, предварительно сформировав его при помощи специального сервиса), а кроме того, разработало информационный ресурс для проверки права на получение такой субсидии.

Порядок получения субсидий не раз менялся (причем в позитивном ключе). Так, в частности, была введена обязанность налогового органа при проверке заявления на субсидию учитывать сведения о погашении налоговой недоимки на дату подачи такого заявления (напомним, одним из условий получения субсидии являлось отсутствие задолженности по налогам и взносам на сумму свыше 3 000 руб. на 1 марта 2020 года). Это позволило получателям субсидий до подачи заявления на выплаты погасить имеющуюся у них символическую задолженность и получить финансовую помощь от государства.

Кроме того, был продлен на месяц срок подачи заявлений на субсидию за апрель, что позволило воспользоваться правом на получение субсидий за указанный период, в том числе, тем компаниям, у которых это право появилось после расширения Перечня наиболее пострадавших отраслей, если они не успели обратиться за господдержкой в установленный срок.

Также с учетом того, что последний день срока направления заявлений на получение субсидий за апрель и май приходился на дату 1 июля, признанную нерабочим днем в связи с голосованием по поправкам к Конституции РФ, то заявления на субсидии за апрель и май можно было направить до 2 июля включительно.

Прямые субсидии из бюджета на частичную компенсацию затрат на профилактику COVID-19

На получение новой меры поддержки в виде единовременной безвозмездной финансовой выплаты в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции вправе рассчитывать субъекты МСП (в расчет принимается нахождение заявителя в реестре МСП на 10 июня 2020 года), сфера деятельности которых по основному коду ОКВЭД, закрепленному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию так же на 10 июня 2020 года, включена в специальный перечень отраслей, требующих, по мнению государства, такой поддержки. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 года № 976 (обратите внимание: содержание этого перечня не совпадает с Перечнем наиболее пострадавших отраслей), и на сегодняшний день включает, помимо прочего, весь класс «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (код ОКВЭД 56).

Как и в случае с Перечнем наиболее пострадавших отраслей, если в перечне отраслей, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, приведен целиком класс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в данный перечень.

Помимо условий о включении заявителя в реестр МСП, а сферы его деятельности – в перечень отраслей, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, к потенциальному получателю субсидии предъявляются требования аналогичные тем, что предъявлялись к потенциальным получателям субсидий на неотложные нужды: организация не находится в процессе ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении ее из ЕГРЮЛ (на дату получения субсидии не прекращена деятельность физического лица в качестве ИП, ИП не снят с учета в налоговых органах); сумма налоговой недоимки заявителя по состоянию на 1 июня 2020 года не превышает 3 000 рублей (при этом до подачи заявления долг может быть погашен, и налоговый орган будет обязан учесть соответствующие сведения о погашении недоимки при рассмотрении заявления на субсидию); заявителем вовремя (то есть до 15 июня 2020 года) подана отчетность СЗВ-М за май 2020 года в Пенсионный фонд РФ.

Для получения субсидии нужно направить в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства ИП) заявление по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 года № 976, в срок с 15 июля по 15 августа 2020 года включительно.

  • Формат представления заявления может быть любым: электронный (через личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя, ТКС), либо бумажный в виде почтового отправления.
  • Если заявление подписывается и направляется представителем, рекомендуем приложить к нему копию доверенности
  • Размер субсидии будет рассчитан путем умножения количества работников получателя субсидии в мае 2020 года на 6 500 рублей плюс 15 000 рублей (в отношении организаций и ИП).
  • Для ИП, не имеющих работников, размер субсидии составит 15 000 рублей
  • Заявление о предоставлении субсидии будет рассмотрено в течение 3 рабочих дней с даты получения ФНС России заявления. 
  • В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии ФНС России рассчитает размер субсидии, сформирует в электронном виде реестр получателей субсидий и направит его в Федеральное казначейство, а Федеральное казначейство осуществит выплату субсидии по банковским реквизитам, указанным в заявлении.
  • О факте выплаты субсидии ФНС России информирует заявителя по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или по почте.
По информации с сайта Минэкономразвития, Правительство РФ одобрило выделение Федеральному казначейству под вышеназванные субсидии средств в размере 20 млрд рублей.

Полугодовой банкротный мораторий

C 6 апреля 2020 года на шесть месяцев (то есть на сегодняшний день до 6 октября года, однако срок может быть продлен) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве ряда субъектов предпринимательской деятельности, к числу которых относятся, в частности, субъекты МСП из пострадавших отраслей.

В отношении так называемых «подмораторных» компаний приостанавливается прием заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов. Также суды приостанавливают производства по принятым делам, по которым процедура банкротства еще не начата. С должника снимается обязанность обращаться в суд при наличии признаков банкротства, но сохраняется право это сделать.

С момента введения моратория должнику не начисляется неустойка и санкции за просрочку платежей, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям.

Если ранее был наложен арест на имущество, он не снимается, но вводится запрет на взыскание заложенного имущества.

Если должник самостоятельно подал на банкротство во время действия моратория – упрощается заключение мирового соглашения, то есть для его заключения будет достаточно большинства голосов присутствующих на общем собрании кредиторов.

Проверить, распространяется ли на того или иного налогоплательщика действие банкротного моратория можно с помощью специального сервиса. Нужно, однако, иметь в виду, что указанный сервис содержит данные обо всех лицах, имеющих право на банкротный мораторий, т.е., в том числе, данные тех субъектов, которые заявили отказ от применения в отношении них моратория. Поэтому при необходимости проверки действия банкротного моратория относительно вашего контрагента мы рекомендуем дополнительно проверять сведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет наличия информации о соответствующем отказе.

Аренда недвижимого имущества

Также одной из первых мер поддержки, предложенных государственными органами, стало предоставление арендных каникул для арендаторов госимущества. Так, субъекты МСП могут заключить допсоглашения, предусматривающие отсрочку уплаты арендных платежей с 1 апреля по 1 октября 2020 года по договорам аренды федерального имущества. Арендную плату надо будет внести в срок, предложенный арендатором, но не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года. Данный маневр не является нарушением срока и порядка внесения арендной платы, поэтому какие-либо санкции (штрафы, проценты за пользование денежными средствами, неустойка и т.д.) в связи с таким переносом срока, к арендатору не применяются.
Отметим, что применительно к аренде федерального имущества для получения льгот арендаторами из наиболее пострадавших отраслей принимается во внимание не только основной, но и дополнительные коды ОКВЭД (распоряжение Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 1296-р).

Как сообщил министр экономического развития РФ М. Решетников, по состоянию на 15 июня 2020 года российские компании из пострадавших отраслей получили отсрочки по аренде федерального, регионального и муниципального имущества на сумму 7 млрд рублей.

Также арендаторы государственной недвижимости (кроме земельных участков), заключившие договоры аренды по результатам торгов до момента введения режима повышенной готовности, и не нарушавшие условия договора, могут обратиться с заявлениями к арендодателям о продлении договора на один год на текущих условиях. Проведение торгов и оценка рыночной стоимости объекта аренды в данном случае не требуется.

До 1 марта 2021 года арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлениями о продлении срока аренды, но не более чем на 3 года.

Тем же субъектам МСП, которые приобрели арендуемое у государства или муниципалов имущество до введения режима повышенной готовности, предоставлено право попросить отсрочку внесения платежей за него от 6 до 12 месяцев.

Для арендаторов, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, и арендующих недвижимость, находящуюся в частной собственности, также предусмотрены меры защиты. Они вправе обратиться к арендодателю с заявлением об отсрочке уплаты арендных платежей до 1 октября 2020 года. В том случае, если арендатор не мог пользоваться объектом аренды из-за введенных на фоне режима повышенной готовности ограничений, он может просить уменьшения арендной платы за период 2020 года. Если такой арендатор еще и субъект МСП, то он может рассчитывать на уменьшение арендной платы на срок до одного года. Если ему арендодатель откажет, то арендатор вправе отказаться от срочного договора аренды до 1 октября 2020 года. Но следует помнить, что в таком случае обеспечительный платеж арендатору не вернут.

Беспроцентное и льготное кредитование

В настоящее время действуют программы различных банков, предусматривающие выдачу субъектам МСП из наиболее пострадавших отраслей кредитов на зарплату по ставке 2% (с возможностью списания задолженности с 1 апреля 2021 года в размере 100% - при сохранении в штате на 01 марта 2021 года 90 % сотрудников; в размере 50% - при сохранении в штате 80 % сотрудников), а также малым и микропредприятиям из наиболее пострадавших отраслей – беспроцентных кредитов на выплату зарплат (в размере 12 130 руб. на одного сотрудника).

Напомним применительно к кредиту под 2% годовых: для микро- и малых предприятий осуществление деятельности в отрасли, наиболее пострадавшей от распространения коронавируса, подтверждается не только основным, но и дополнительным видом деятельности (и такое разрешение вопроса с ОКВЭД представляется крайне важным и необходимым; но для оказания наиболее полной поддержки бизнесу, на наш взгляд, данный подход стоит распространить и на другие меры господдержки), для средних и крупных – только по основному виду деятельности. Во внимание принимаются коды ОКВЭД на дату 1 марта 2020 года.

По данным Минэкономразвития на 29 июня 2020 года, общий объем одобренных банками льготных кредитов под 2% годовых предприятиям из пострадавших отраслей и социально ориентированным НКО составил 289 млрд рублей. В связи с востребованностью данной программы, которая начала реализовываться с 1 июня, ожидается, что Правительство выделит еще 116 млрд рублей на программу.

С перечнем участвующих в программах банков и более подробной информацией о таких программах можно ознакомиться на Портале по поддержке малого и среднего бизнеса.

Резюмируя, отметим: чтобы получить дополнительную информацию о видах доступных мер поддержки, порядке их получения, а также в целях отслеживания изменений в регулировании соответствующих мер, мы рекомендуем пользоваться классификатором мер поддержки, разработанным Правительством РФ. Он содержит наиболее полный список мер поддержки, информация в котором систематически актуализируется.


Следует отметить, что помимо рассмотренных в настоящей статье мер поддержки для наиболее пострадавших отраслей из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 года № 434, существуют иные меры поддержки, адресованные отдельным отраслям экономики, точечно выделяемым государством (например, автопроизводителям, ИТ-сфере, финансовому сектору и др.).

Для наиболее продуктивного отстаивания интересов той или иной отрасли экономики мы рекомендуем занимать проактивную позицию и при необходимости объединяться с другими игроками рынка, вступать в профильные бизнес-сообщества. Практика показывает, что многие новые меры поддержки или изменения в правила предоставления действующих мер защиты были сформулированы во многом благодаря обратной связи от бизнеса, поэтому есть шанс быть услышанными.

Источник: Retail & Loyalty

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

11.04.2024

Закон имеет обратную силу вне зависимости от того, как назначается штраф — в твердом размере или кратном размере от суммы всех незаконных операций

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения,...

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...