Упрощен порядок проведения работ по поддержанию объектов культурного наследия (ОКН) в надлежащем состоянии
22 мая 2025 г. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении соответствующий законопроект о внесении изменений в федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».Действующее регулирование предусматривает, что ремонт и реставрация ОКН относятся к работам по сохранению ОКН.
Для проведения указанных работ необходимо выполнить целый ряд действий, а именно:
- разработать проектную документацию;
- получить заключение государственной историко-культурной экспертизы;
- согласовать проектную документацию в органе охраны ОКН;
- получить разрешение на проведение работ по сохранению ОКН.
Лицу, которое планирует осуществить работы по содержанию ОКН, достаточно будет предварительно направить в региональный орган охраны ОКН уведомление о намерении осуществить такие работы, указав виды, объемы и сроки их проведения. Орган охраны ОКН будет осуществлять государственный контроль (надзор) за проведением и результатом таких работ.
Законопроект содержит исчерпывающий перечень работ по содержанию ОКН, которые могут проводится в упрощенном порядке. Указанный перечень включает:
- ремонт инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, систем пожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и иных систем обеспечения безопасности;
- ремонт или замену лифтового оборудования в пределах существующих лифтовых шахт;
- локальный ремонт покрытий стен, полов, потолков и лестниц;
- локальный ремонт повреждений штукатурного и красочного слоев, устранение локальных повреждений и защитную окраску кровли, локальный ремонт входной группы и водосточной системы;
- ремонт жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирных домах;
- ремонт оконных и дверных заполнений;
- установку внешних блоков кондиционеров на дворовых фасадах (в случае, если их размещение не затрагивает архитектурно-декоративные элементы).
Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 г.
Рекомендации
Законопроект направлен на упрощение порядка проведения работ по содержанию ОКН с целью сокращения затрат.
Напоминаем, что несоблюдение требований законодательства об охране ОКН влечет наложение административного штрафа согласно ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ в размере:
- для граждан – от 20 000 до 300 000 рублей;
- для должностных лиц – от 50 000 до 500 000 рублей;
- для юридических лиц – от 1 000 000 до 20 000 000 рублей.
Законопроект № 680178-8
Росреестр представил законопроект о регистрации новых видов обременений
21 мая 2025 г. Росреестр опубликовал для общественного обсуждения законопроект о внесении изменений в Федеральный закон 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».Законопроектом предусматривается обязательная регистрация права безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом, возникшего на основании договора или завещательного отказа.
Напомним, что завещательным отказом признается предусмотренное в завещании поручение наследодателя наследнику осуществить определенное имущественное предоставление, в том числе предоставить собственность в безвозмездное пользование третьему лицу. Так, согласно предлагаемым изменениям наследник, регистрируя перешедшее по завещанию право собственности на недвижимое имущество, одновременно должен регистрировать и обременение в отношении данного помещения в виде права безвозмездного пользования.
Действующее законодательство содержит требование о регистрации безвозмездного пользования лишь в отношении земельных участков и ОКН, а законопроект предлагает распространить обязанность на всё недвижимое имущество.
Кроме того, предлагается предусмотреть особенности регистрации обременения при определении порядка пользования и владения общей долевой собственностью (ОДС). Предусматривается, что в ЕГРН будут вноситься сведения о порядке владения и пользования объектом недвижимости, находящимся в ОДС.
Если обременение такого объекта недвижимости, находящегося в ОДС, возникло:
- на основании соглашения участников ОДС, то регистрация осуществляется по заявлению всех ее участников совместно;
- на основании решения суда, то регистрация осуществляется по заявлению любого лица, являющегося участником ОДС.
В случае принятия законопроекта изменения вступят в силу 1 января 2026 г.
Рекомендации
Данный законопроект направлен на повышение прозрачности гражданского оборота недвижимости. Он должен помочь предотвратить, в частности, ситуации, когда новый собственник имущества узнает об обременении в виде безвозмездного пользования только после заключения договора и регистрации перехода прав.
За неосуществление регистрации такого обременения предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа:
- для граждан – от 1500 рублей до 2000 рублей;
- для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
- для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
Росреестр предложил дополнить КоАП РФ новыми правонарушениями, связанными с использованием недвижимости
16 мая 2025 г. Росреестр разместил для общественного обсуждения проект федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ.В ст. 7.1 КоАП РФ предлагается уточнить, что ответственность за самовольное занятие земельного участка (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок) распространяется также на собственников зданий, сооружений, помещений и машино-мест в здании, сооружении, расположенных на таком земельном участке.
В этом случае административный штраф, рассчитываемый исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, должен исчисляться пропорционально площади части земельного участка, занятой такими зданием, сооружением.
В ст. 8.8 КоАП РФ предлагается указать, что предусмотренная указанной нормой административная ответственность будет распространяться на использование не по назначению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке (ранее эта норма касалась лишь земельного участка).
В ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ предлагается уточнить, что административная ответственность за неиспользование расположенного в границах населенного пункта, а также садового или огородного земельного участка в соответствии с установленной категорией земель и видом разрешенного использования может быть применена с даты регистрации прав на такой земельный участок. Если же указанный земельный участок требует освоения, такая ответственность может быть применена не ранее истечения срока освоения земельного участка.
Указанное изменение связано со вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 307-ФЗ с 1 марта 2025 г. Это закон установил обязанность владельцев земельных участков в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков осваивать и использовать по назначению принадлежащие им земельные участки.
Ст. 9.5 КоАП РФ предлагается дополнить частью 6, которая предусмотрит новый состав административного правонарушения – эксплуатацию объекта капитального строительства (помещения или машино-места в здании, сооружении), для строительства или реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство, при отсутствии прав на них.
В качестве ответственности за это нарушение предусмотрены штрафы, размер которых составляет:
- для граждан –от 2 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
- для организаций – от 500 000 до 1 000 000 рублей.
В новой редакции предлагается изложить и ст. 19.21 КоАП РФ, действующая редакция которой предусматривает административную ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.
Предлагаемая редакция предусматривает административную ответственность для государственных и муниципальных органов, а также для организаций за неисполнение обязанности по подаче необходимых документов для кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Размер штрафа за указанное правонарушение для организаций составит 200 000 рублей.
Также проектируемой ст. 19.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц за следующие правонарушения:
- нарушение порядка межведомственного взаимодействия при ведении ЕГРН (в части несвоевременного предоставления сведений или их непредоставления);
- несвоевременное и/или неточное внесение сведений в ЕГРН;
- незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений из ЕГРН.
Рекомендации
Изменения направлены на наполнение ЕГРН сведениями об объектах недвижимого имущества и сокращение числа неучтенных объектов. Владельцы объектов недвижимости будут вынуждены осуществлять кадастровый учет принадлежащих им объектов и регистрировать права на них под угрозой административных штрафов.
В настоящее время закон проходит стадию общественных обсуждений, однако можно не сомневаться в том, что в скором времени он будет внесен в Госдуму и принят с незначительными поправками. В связи с этим рекомендуем застройщикам и владельцам объектов недвижимости уже сейчас проанализировать, имеются ли основания для их привлечения к административной ответственности с учетом проектируемых изменений.
Мы будем наблюдать за дальнейшей судьбой этого законопроекта.