-->
Загрузка...

Закон о торговле. Профессиональный комментарий юристов "Пепеляев Групп"

1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон).

Этот нормативный акт разрабатывался несколько лет. Сначала в Министерстве экономического развития и торговли РФ была создана рабочая группа, которая готовила концепцию Закона. Концепция была одобрена и опубликована в 2006 году. Однако после передачи торговли в ведение Министерства промышленности о разработанной концепции законопроекта забыли. Реформированное Министерство промышленности и торговли стало готовить Закон с чистого листа, и эта работа продолжалась до конца 2009 года. Экономический кризис наглядно продемонстрировал, что в торговом секторе российской экономики сложилась неблагоприятная ситуация. Это ускорило принятие Закона о торговле.

К сожалению, Закон не оправдал возложенных на него надежд, к тому же принятые положения способны создать новые проблемы для торговли.

Еще 15–20 лет назад, во времена дефицита товаров, потребители были вынуждены приобретать все, что им предлагалось. По мере насыщения отечественного товарного рынка ситуация поменялась с точностью до наоборот: сейчас торговля диктует свои правила производителям и оптовым посредникам, заставляя их идти на многочисленные уступки.

Было бы ошибкой единственной причиной экономического давления считать желание торговых компаний извлечь прибыль любой ценой. Все более значимую роль на рынке играет потребитель. Конкуренция усиливается с каждым годом, поэтому завоевание лояльности покупателей становится главным фактором развития торговли.

Лояльность потребителя во всем мире завоевывается торговыми организациями одинаково — путем предложения наибольшего ассортимента высококачественного товара по более низким ценам по сравнению с ценами конкурентов. Поэтому российская торговля и давит на производителей, заставляя их сокращать издержки производства и товародвижения, чтобы повышать качество и расширять ассортимент производимых товаров.

Таким образом, усиливающееся с каждым годом давление торговли на производителей и поставщиков товаров — объективная экономическая закономерность, присущая всем мировым рынкам. Бороться с ней, как и с любой объективной закономерностью, бессмысленно.Но необходимо упорядочить это давление, придать ему нужную для модернизации экономики направленность. Поэтому основная задача законодателей заключалась в том, чтобы создать действенный механизм правового регулирования торговых отношений. С одной стороны, этот механизм должен обеспечивать баланс противоречивых экономических интересов производителей, поставщиков, торговых организаций и потребителей. С другой стороны, он призван стимулом для совершенствования технологических и иных процессов производства и товародвижения.

С этой задачей разработчики Закона не справились. А интересы потребителей, за которые законодатели активно ратовали, скорее всего, пострадают.

Наряду с экономической непродуманностью многих положений новый документ содержит серьезные ошибки и просчеты правового свойства. Дефекты носят столь очевидный характер, что остается удивляться, как законодатели могли принять документ в таком виде. Юридические ошибки делают Закон малоэффективным и во многих случаях неработоспособным, порождают ненужные конфликты и споры, свидетелями которых мы, судя по всему, станем в ближайшее время.

Низкое качество Закона требует профессионального комментирования его положений в системной взаимосвязи с другими источниками права, правоприменительной практикой и правовой доктриной.

Обстоятельно прокомментировать многие положения Закона в силу их новизны, незавершенности работы по принятию подзаконных нормативных актов, а также отсутствия устоявшейся правоприменительной практики пока невозможно. Тем не менее, наиболее важные аспекты юридического свойства можно выделить уже сейчас. Их учет позволит участникам торгового оборота более грамотно и эффективно вести договорную работу, а также умело отстаивать свои законные интересы во взаимоотношениях с контролирующими органами.

Комментарий будет полезен в дальнейшей законотворческой работе, а также в деятельности Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы России при подготовке разъяснений по отдельным положениям Закона.

Для получения полной версии информационного бюллетеня обращайтесь, пожалуйста, к Анне Коноваловой по a.konovalova@pgplaw.ru

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

24.06.2022
«Пепеляев Групп» на X Петербургском международном юридическом форуме
20.06.2022
В НИУ ВШЭ прошел выпуск магистров программы по комплаенсу, партнером которой явл...
09.06.2022
В доклад Бориса Титова Президенту РФ вошло 11 предложений «Пепеляев Групп»
08.06.2022
РАСПП признал «Пепеляев Групп» юридической компанией года
01.06.2022
Роман Бевзенко успешно защитил докторскую диссертацию
30.05.2022
«Пепеляев Групп» вошла в партнерскую программу VK по налоговому мониторингу
27.05.2022
Наталья Коваленко приняла участие в мероприятии VK
16.05.2022
«Пепеляев Групп» на Петербургском правовом саммите
X
Оцените, пожалуйста, удобство работы с сайтом:
Комментарий