Загрузка...
15.01.2015
5 мин. на чтение

Торговые сборы как разновидность вмененного налога

Федеральный закон № 382-ФЗ от 29.11.14 вводит в налоговую систему России новый вид обязательных платежей — торговый сбор (глава 33 НК РФ). Этот сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже с 1 июля 2015 года.

Однако, скорее всего, сбор введут с указанной даты только в Москве. Для его введения в остальных регионах сначала нужно принять соответствующий федеральный закон. А его уже будут принимать, видимо, с учетом итогов эксперимента над московскими коммерсантами.

Торгуешь – плати!

Объектом обложения сбором фактически признается использование хотя бы раз в квартал здания, сооружения, помещения, торговой точки и иного торгового объекта для осуществления торговой деятельности. К торговой деятельности относятся торговля через объекты стационарной и нестационарной торговли, торговля со склада, организация розничных рынков.

Сбор уплачивается ежеквартально по определенным в зависимости от объекта или его площади ставкам. Местные органы власти могут устанавливать льготы, а также дифференцированные ставки в зависимости от территории, категории плательщика, особенностей отдельных видов торговли, а также особенностей самих объектов торговли (например, аптеки, вендинговые автоматы). Плательщик обязан самостоятельно исчислить сумму сбора и перечислить ее в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Ключевой элемент – механизм учета и контроля плательщиков, точнее, принадлежащих им объектов торговли. Плательщики обязаны подавать в налоговые органы уведомления о своей торговой деятельности не позднее пяти дней с момента возникновения объекта обложения, по сути – с даты хотя бы единичного факта торговли. Если такое уведомление не подано, это приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (ст. 116 НК РФ). Поскольку доказать размер таких доходов очень сложно, гарантированный штраф составит, таким образом, 40 тыс. рублей.

Местным властям предоставлены полномочия по сбору и передаче налоговым органам сведений о торговых объектах. Для этого, например, Мосгордума определит уполномоченный орган городской власти, который будет вправе заниматься выявлением торговых объектов. При выявлении объекта торговли, о котором его владелец не уведомил налоговый орган, или неверно указанных в отношении такого объекта сведений местные мытари будут составлять акт и направлять его в налоговую службу. Этот акт может быть обжалован предпринимателем в административном или судебном порядке.

Не хочешь – заставим

Появлением своим торговый сбор обязан налогу с продаж, точнее, идее его введения, которую московское и федеральное правительства обсуждали все лето. Торговый сбор – это весьма странная замена так и не введенному налогу с продаж.

Как можно судить по публичным высказываниям разработчиков законопроекта, сбор не предназначен для повышения нагрузки на налогоплательщиков, его предназначение – заставить заплатить налоги тех, кто остается в тени, не желая платить налоги. В частности, по словам премьер-министра, «надо, чтобы и малый бизнес выполнял свою часть социального контракта».

Согласно закону, от уплаты сбора освобождаются лица, применяющие патентную систему налогообложения, и плательщики единого сельхозналога. Сам сбор не может превышать стоимость патента. Сумма НДФЛ, налога на прибыль или налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, подлежит уменьшению на сумму сбора. Таким образом, правительство рассчитывает гарантированно получить минимальную часть НДФЛ, налога на прибыль и налога при УСН с тех, кто не желает сегодня платить эти налоги. Вроде бы цель благая и социально одобряемая. Но тут начинаются вопросы.

Не может не беспокоить, что если раньше власти старались расширить налоговую базу, а для этого сделать налоговые спецрежимы привлекательными для добровольной уплаты, то теперь акцент сделан на принуждение. По уровню техники администрирования этот сбор-налог поразительно напоминает давно забытые на Руси поборы с купцов. Например, на въезде в город с них собиралась торговая пошлина (мыт): один воз с товаром – один рубль, два воза – два рубля и т.д.

Новые налоги всегда приводят к сопротивлению, скрытому, явному или неявному. Скрытое сопротивление выражается в уходе из легального бизнеса, неявное – в повышении цен на товары, т.е. на переложении налоговой нагрузки на покупателей. К неявному протесту можно отнести также использование многочисленных пробелов и неясностей подготовленного наспех закона в расчете на победу в суде в случае предъявления претензий контролирующих органов.

Московским коммерсантам следует дождаться нормативных актов московских властей, в которых будут установлены ставки и, возможно, льготы. Такие акты должны быть приняты не позднее мая 2015 года. Но одно ясно уже сейчас: уклониться от сбора будет довольно сложно – именно для этого он и принимался. Можно отметить лишь, что пока под сбор не подпадает интернет-торговля.

Не назвать ли нам кошку кошкой?

Введение в налоговую систему России торговых сборов вызывает у юристов большие вопросы. Прежде всего, отметим, что власти многократно обещали не вводить до 2018 года новые налоги. Поэтому чтобы не называть новый платеж налогом, внесены изменения в статью 8 НК РФ «Понятие налога и сбора».

Под сбором теперь следует понимать также платеж, обусловленный осуществлением организациями и гражданами определенных видов деятельности. Прежде под сбором понимался платеж, который является одним из условий совершения юридически значимых действий, например, выдачи лицензии, регистрации брака, рассмотрения дела в суде.

Но это не более чем игра слов, потому что такой платеж в любом случае отвечает признакам налога, под которым понимается обязательное (помимо воли налогоплательщика) индивидуально безвозмездное отчуждение имущества на публичные нужны – для финансирования деятельности государства или муниципального образования. Так называемый торговый сбор – это по сути вмененный налог на саму торговую деятельность, независимо от ее экономического результата, т.е. аналог ЕНВД. Откровенно конъюнктурное изменение определения сбора в Налоговом кодексе не отвечает ни конституционно-правовому понятию налогов и сборов в статье 57 Конституции, ни существующим научным доктринам, ни зарубежному опыту.

Кроме того, была нарушена процедура принятия закона, что ставит под сомнение конституционность торговых сборов. Так, согласно статье 104 Конституции РФ, законопроекты о введении налогов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Депутатский  законопроект № 527250-6, получивший заключение Правительства РФ от 17.09.14 № 6091п-П13, поначалу не предусматривал введение торгового сбора. Нормы о торговом сборе были включены в законопроект в виде поправок только ко второму чтению.

Это, во-первых, нарушает правила законодательной техники и смысл статей 105, 118, 121, 122 Регламента Государственной Думы, предусмотренного статьей 101 Конституции РФ, поскольку концептуально меняет содержание законопроекта. Во-вторых, часть законопроекта, касающаяся торгового сбора, не была рассмотрена Правительством РФ и, соответственно, не получила требуемого правительственного заключения. Такой налог не может считаться законно установленным, как того требует статья 57 Конституции РФ.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

16.01.2018

Законы и ритейл: что нужно учесть в 2018-м?

Ритейл – один из наиболее серьезных драйверов российской экономики, но, в то же время, и одна из наиболее чувствительных...

22.12.2014

Торговые сборы: иногда они возвращаются

Есть у Стивена Кинга рассказ под названием «Иногда они возвращаются» (Sometimes TheyCome Back). Если кратко,...

09.02.2012

Leroy Merlin. Итог налогового спора: Многообещающий прецедент

7 февраля 2012 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда признал незаконным обложение НДС полученных ритейлером премий за ...

12.07.2011

МсDonald’s приравняли к продуктовому магазину

Суд решил, что McDonald’s не оказывает ресторанные услуги, а просто реализует продовольственные товары, как магази...