Обзор законопроекта об ограничении иностранного участия в значимых российских IT-компаниях
В конце июля 2019 г. в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»[1].
В соответствии с законопроектом тот или иной ресурс, который активно используется пользователями на территории РФ (сайт в сети «Интернет», отдельная страница сайта, информационная система, программа для ЭВМ), может быть признан значимым информационным ресурсом с точки зрения его влияния на развитие информационной инфраструктуры РФ.
Для этого использование ресурса должно предоставлять его владельцу возможность сбора информации о пользователях, находящихся на территории РФ.
К числу компаний-владельцев таких ресурсов могут быть отнесены доминирующие на российском рынке IT-компании, для которых российский рынок является основным. По словам автора законопроекта, Антона Горелкина, такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки[2].
Предложения о признании сайта значимым информационным ресурсом будет подготавливать Роскомнадзор, основываясь на оценке количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также ожидаемого эффекта от его реализации для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры и технологий обработки данных. Затем решение о признании сайта значимым информационным ресурсом принимает правительственная комиссия.
Последствием признания ресурса значимым информационным ресурсом является необходимость соблюдения требования, ограничивающего возможное иностранное влияние: прямое либо косвенное иностранное участие (владение, управление, контроль) в таком ресурсе допускается в размере не более 20% долей (акций) в уставном капитале. В остальной части владельцем ресурса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ.
Законопроектом предлагается следующее последствие нарушения данного порога в 20% - доли (акции) за пределами 20% не будут считаться голосующими и не будут учитываться при определении кворума общего собрания, при этом сделки, направленные на нарушение указанных требований, предлагается считать ничтожными.
По словам автора законопроекта, подобные меры нацелены на защиту государственных интересов в сфере информационной безопасности, поскольку в руках таких IT-компаний с непрозрачной структурой владения находится большая часть персональных данных россиян. В качестве еще одного обоснования автор законопроекта приводит необходимость доминирования российских инвесторов в реализации проекта «Национальная цифровая экономика»[3]. В пояснительной записке к законопроекту [4]дается отсылка на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которой предусмотрено обеспечение технологической независимости и безопасности российской инфраструктуры, используемой для организации электронной торговли, предоставления иных услуг с использованием сети Интернет.
Также данный законопроект упоминается при обсуждении резонансной темы искажения информации новостными агрегаторами, поскольку в подобных ситуациях может быть усмотрен элемент иностранного вмешательства[5].
Аналогичное ограничение иностранного участия в пределах 20% предлагается ввести в отношении новостных агрегаторов – соответствующий законопроект[6] был принят в первом чтении в декабре 2018 г. Различие в том, что в случае с новостными агрегаторами нарушение ограничения в 20% приведет к блокировке доступа к новостному агрегатору на основании решения суда. С 1 января 2016 г. аналогичное ограничение в 20% иностранного участия вступило в силу в отношении СМИ, редакций СМИ и организаций, осуществляющих вещание[7]. В случае нарушения их деятельность может быть приостановлена по решению суда. |
По замыслу законопроекта о значимых информационных ресурсах, владелец ресурса вправе направить в правительственную комиссию мотивированное обращение, по результатам рассмотрения которого для данного ресурса теоретически может быть установлен больший допустимый процент иностранного участия.
В случае нарушения ограничения в 20% запрещается:
- использование значимого информационного ресурса для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
- распространение рекламы самого значимого информационного ресурса;
- реклама услуг, оказываемых с использованием значимого информационного ресурса.
Что касается собранной с использованием значимого информационного ресурса информации о пользователях, находящихся на территории РФ, то доступ к такой информации иностранным лицам может быть предоставлен только после предварительного согласования правительственной комиссией.
Дополнительно законопроект вводит обязанность размещать технические средства значимых информационных ресурсов на территории РФ. Также не допускается использование в составе значимых информационных ресурсов баз данных, находящихся за пределами РФ.
[1] № 763517-7 - https://sozd.duma.gov.ru/bill/763517-7
[2] https://www.forbes.ru/tehnologii/381875-avtor-zakonoproekta-o-nacionalizacii-it-gigantov-pochemu-sberbank-vkladyvaet-dengi
[3] Там же
[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»
[6] № 570420-7 - https://sozd.duma.gov.ru/bill/570420-7
[7] Статья 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»