Загрузка...
04.09.2019
3 мин. на чтение

Обзор законопроекта об ограничении иностранного участия в значимых российских IT-компаниях

В конце июля 2019 г. в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»[1].

В соответствии с законопроектом тот или иной ресурс, который активно используется пользователями на территории РФ (сайт в сети «Интернет», отдельная страница сайта, информационная система, программа для ЭВМ), может быть признан значимым информационным ресурсом с точки зрения его влияния на развитие информационной инфраструктуры РФ.
Для этого использование ресурса должно предоставлять его владельцу возможность сбора информации о пользователях, находящихся на территории РФ.

К числу компаний-владельцев таких ресурсов могут быть отнесены доминирующие на российском рынке IT-компании, для которых российский рынок является основным. По словам автора законопроекта, Антона Горелкина, такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки[2].

Предложения о признании сайта значимым информационным ресурсом будет подготавливать Роскомнадзор, основываясь на оценке количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также ожидаемого эффекта от его реализации для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры и технологий обработки данных. Затем решение о признании сайта значимым информационным ресурсом принимает правительственная комиссия.

Последствием признания ресурса значимым информационным ресурсом является необходимость соблюдения требования, ограничивающего возможное иностранное влияние: прямое либо косвенное иностранное участие (владение, управление, контроль) в таком ресурсе допускается в размере не более 20% долей (акций) в уставном капитале. В остальной части владельцем ресурса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ.

Законопроектом предлагается следующее последствие нарушения данного порога в 20% - доли (акции) за пределами 20% не будут считаться голосующими и не будут учитываться при определении кворума общего собрания, при этом сделки, направленные на нарушение указанных требований, предлагается считать ничтожными.

По словам автора законопроекта, подобные меры нацелены на защиту государственных интересов в сфере информационной безопасности, поскольку в руках таких IT-компаний с непрозрачной структурой владения находится большая часть персональных данных россиян. В качестве еще одного обоснования автор законопроекта приводит необходимость доминирования российских инвесторов в реализации проекта «Национальная цифровая экономика»[3]. В пояснительной записке к законопроекту [4]дается отсылка на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которой предусмотрено обеспечение технологической независимости и безопасности российской инфраструктуры, используемой для организации электронной торговли, предоставления иных услуг с использованием сети Интернет.

Также данный законопроект упоминается при обсуждении резонансной темы искажения информации новостными агрегаторами, поскольку в подобных ситуациях может быть усмотрен элемент иностранного вмешательства[5].

  Комментарий ПГ

Аналогичное ограничение иностранного участия в пределах 20% предлагается ввести в отношении новостных агрегаторов – соответствующий законопроект[6] был принят в первом чтении в декабре 2018 г. Различие в том, что в случае с новостными агрегаторами нарушение ограничения в 20% приведет к блокировке доступа к новостному агрегатору на основании решения суда.

С 1 января 2016 г. аналогичное ограничение в 20% иностранного участия вступило в силу в отношении СМИ, редакций СМИ и организаций, осуществляющих вещание[7]. В случае нарушения их деятельность может быть приостановлена по решению суда.


По замыслу законопроекта о значимых информационных ресурсах, владелец ресурса вправе направить в правительственную комиссию мотивированное обращение, по результатам рассмотрения которого для данного ресурса теоретически может быть установлен больший допустимый процент иностранного участия.

В случае нарушения ограничения в 20% запрещается:

  • использование значимого информационного ресурса для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
  • распространение рекламы самого значимого информационного ресурса;
  • реклама услуг, оказываемых с использованием значимого информационного ресурса.

Что касается собранной с использованием значимого информационного ресурса информации о пользователях, находящихся на территории РФ, то доступ к такой информации иностранным лицам может быть предоставлен только после предварительного согласования правительственной комиссией.

Дополнительно законопроект вводит обязанность размещать технические средства значимых информационных ресурсов на территории РФ. Также не допускается использование в составе значимых информационных ресурсов баз данных, находящихся за пределами РФ.



[3] Там же

[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»

[7] Статья 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...