Загрузка...
04.09.2019
3 мин. на чтение

Обзор законопроекта об ограничении иностранного участия в значимых российских IT-компаниях

В конце июля 2019 г. в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»[1].

В соответствии с законопроектом тот или иной ресурс, который активно используется пользователями на территории РФ (сайт в сети «Интернет», отдельная страница сайта, информационная система, программа для ЭВМ), может быть признан значимым информационным ресурсом с точки зрения его влияния на развитие информационной инфраструктуры РФ.
Для этого использование ресурса должно предоставлять его владельцу возможность сбора информации о пользователях, находящихся на территории РФ.

К числу компаний-владельцев таких ресурсов могут быть отнесены доминирующие на российском рынке IT-компании, для которых российский рынок является основным. По словам автора законопроекта, Антона Горелкина, такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки[2].

Предложения о признании сайта значимым информационным ресурсом будет подготавливать Роскомнадзор, основываясь на оценке количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также ожидаемого эффекта от его реализации для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры и технологий обработки данных. Затем решение о признании сайта значимым информационным ресурсом принимает правительственная комиссия.

Последствием признания ресурса значимым информационным ресурсом является необходимость соблюдения требования, ограничивающего возможное иностранное влияние: прямое либо косвенное иностранное участие (владение, управление, контроль) в таком ресурсе допускается в размере не более 20% долей (акций) в уставном капитале. В остальной части владельцем ресурса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ.

Законопроектом предлагается следующее последствие нарушения данного порога в 20% - доли (акции) за пределами 20% не будут считаться голосующими и не будут учитываться при определении кворума общего собрания, при этом сделки, направленные на нарушение указанных требований, предлагается считать ничтожными.

По словам автора законопроекта, подобные меры нацелены на защиту государственных интересов в сфере информационной безопасности, поскольку в руках таких IT-компаний с непрозрачной структурой владения находится большая часть персональных данных россиян. В качестве еще одного обоснования автор законопроекта приводит необходимость доминирования российских инвесторов в реализации проекта «Национальная цифровая экономика»[3]. В пояснительной записке к законопроекту [4]дается отсылка на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которой предусмотрено обеспечение технологической независимости и безопасности российской инфраструктуры, используемой для организации электронной торговли, предоставления иных услуг с использованием сети Интернет.

Также данный законопроект упоминается при обсуждении резонансной темы искажения информации новостными агрегаторами, поскольку в подобных ситуациях может быть усмотрен элемент иностранного вмешательства[5].

  Комментарий ПГ

Аналогичное ограничение иностранного участия в пределах 20% предлагается ввести в отношении новостных агрегаторов – соответствующий законопроект[6] был принят в первом чтении в декабре 2018 г. Различие в том, что в случае с новостными агрегаторами нарушение ограничения в 20% приведет к блокировке доступа к новостному агрегатору на основании решения суда.

С 1 января 2016 г. аналогичное ограничение в 20% иностранного участия вступило в силу в отношении СМИ, редакций СМИ и организаций, осуществляющих вещание[7]. В случае нарушения их деятельность может быть приостановлена по решению суда.


По замыслу законопроекта о значимых информационных ресурсах, владелец ресурса вправе направить в правительственную комиссию мотивированное обращение, по результатам рассмотрения которого для данного ресурса теоретически может быть установлен больший допустимый процент иностранного участия.

В случае нарушения ограничения в 20% запрещается:

  • использование значимого информационного ресурса для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
  • распространение рекламы самого значимого информационного ресурса;
  • реклама услуг, оказываемых с использованием значимого информационного ресурса.

Что касается собранной с использованием значимого информационного ресурса информации о пользователях, находящихся на территории РФ, то доступ к такой информации иностранным лицам может быть предоставлен только после предварительного согласования правительственной комиссией.

Дополнительно законопроект вводит обязанность размещать технические средства значимых информационных ресурсов на территории РФ. Также не допускается использование в составе значимых информационных ресурсов баз данных, находящихся за пределами РФ.



[3] Там же

[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»

[7] Статья 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

08.08.2024

Новости экологии: оборот древисины, загрязнение воздуха, реестр утилизаторов, недропользование и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

12.08.2024

Регулирование трансграничных расчетов с использованием криптовалют и российских и иностранных ЦФА

Сообщаем об изменениях в регулировании цифровых валют, цифровых финансовых активов (ЦФА) и установлении экспериментальных...

05.08.2024

Принят закон об обязанности блогеров с аудиторией более 10 000 пользователей сообщать сведения о себе в Роскомнадзор

Информируем, что 30 июля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Закон № 647048-8 «О внесении изменений...

28.06.2024

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах

Сообщаем, что 21 июня 2024 года в Госдуму внесен законопроект № 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального...

06.05.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–30 апреля 2024 г.

Главные новости: Создание «дипфейков» планируется урегулировать в Гражданском кодексе РФ; Комитет СФ поддержал...