Загрузка...
04.09.2019
3 мин. на чтение

Обзор законопроекта об ограничении иностранного участия в значимых российских IT-компаниях

В конце июля 2019 г. в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»[1].

В соответствии с законопроектом тот или иной ресурс, который активно используется пользователями на территории РФ (сайт в сети «Интернет», отдельная страница сайта, информационная система, программа для ЭВМ), может быть признан значимым информационным ресурсом с точки зрения его влияния на развитие информационной инфраструктуры РФ.
Для этого использование ресурса должно предоставлять его владельцу возможность сбора информации о пользователях, находящихся на территории РФ.

К числу компаний-владельцев таких ресурсов могут быть отнесены доминирующие на российском рынке IT-компании, для которых российский рынок является основным. По словам автора законопроекта, Антона Горелкина, такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки[2].

Предложения о признании сайта значимым информационным ресурсом будет подготавливать Роскомнадзор, основываясь на оценке количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также ожидаемого эффекта от его реализации для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры и технологий обработки данных. Затем решение о признании сайта значимым информационным ресурсом принимает правительственная комиссия.

Последствием признания ресурса значимым информационным ресурсом является необходимость соблюдения требования, ограничивающего возможное иностранное влияние: прямое либо косвенное иностранное участие (владение, управление, контроль) в таком ресурсе допускается в размере не более 20% долей (акций) в уставном капитале. В остальной части владельцем ресурса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ.

Законопроектом предлагается следующее последствие нарушения данного порога в 20% - доли (акции) за пределами 20% не будут считаться голосующими и не будут учитываться при определении кворума общего собрания, при этом сделки, направленные на нарушение указанных требований, предлагается считать ничтожными.

По словам автора законопроекта, подобные меры нацелены на защиту государственных интересов в сфере информационной безопасности, поскольку в руках таких IT-компаний с непрозрачной структурой владения находится большая часть персональных данных россиян. В качестве еще одного обоснования автор законопроекта приводит необходимость доминирования российских инвесторов в реализации проекта «Национальная цифровая экономика»[3]. В пояснительной записке к законопроекту [4]дается отсылка на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которой предусмотрено обеспечение технологической независимости и безопасности российской инфраструктуры, используемой для организации электронной торговли, предоставления иных услуг с использованием сети Интернет.

Также данный законопроект упоминается при обсуждении резонансной темы искажения информации новостными агрегаторами, поскольку в подобных ситуациях может быть усмотрен элемент иностранного вмешательства[5].

  Комментарий ПГ

Аналогичное ограничение иностранного участия в пределах 20% предлагается ввести в отношении новостных агрегаторов – соответствующий законопроект[6] был принят в первом чтении в декабре 2018 г. Различие в том, что в случае с новостными агрегаторами нарушение ограничения в 20% приведет к блокировке доступа к новостному агрегатору на основании решения суда.

С 1 января 2016 г. аналогичное ограничение в 20% иностранного участия вступило в силу в отношении СМИ, редакций СМИ и организаций, осуществляющих вещание[7]. В случае нарушения их деятельность может быть приостановлена по решению суда.


По замыслу законопроекта о значимых информационных ресурсах, владелец ресурса вправе направить в правительственную комиссию мотивированное обращение, по результатам рассмотрения которого для данного ресурса теоретически может быть установлен больший допустимый процент иностранного участия.

В случае нарушения ограничения в 20% запрещается:

  • использование значимого информационного ресурса для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
  • распространение рекламы самого значимого информационного ресурса;
  • реклама услуг, оказываемых с использованием значимого информационного ресурса.

Что касается собранной с использованием значимого информационного ресурса информации о пользователях, находящихся на территории РФ, то доступ к такой информации иностранным лицам может быть предоставлен только после предварительного согласования правительственной комиссией.

Дополнительно законопроект вводит обязанность размещать технические средства значимых информационных ресурсов на территории РФ. Также не допускается использование в составе значимых информационных ресурсов баз данных, находящихся за пределами РФ.



[3] Там же

[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных»

[7] Статья 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

10.07.2023

Неуплата налогов блогерами. Претензии, проверки, уголовные дела. Что важно учитывать при ведении дел?

Запись вебинара от экспертов юридической компании «Пепеляев Групп» Ксении Литвиновой и Наталии Травкиной.

Смотреть

16.08.2023

Цифровая экономика. Дайджест за 1–13 августа 2023 г.

Главные новости: опубликован закон о внесении изменений в регулирование электронных подписей (ЭП); подписан закон об...

11.08.2023

Подписан закон о применении рекомендательных технологий в сети «Интернет»

31 июля 2023 г. подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон от 31.07.2023 № 408-ФЗ. Законом предусмотрены но...

08.08.2023

Вводится запрет авторизации с использованием иностранной электронной почты, а также урегулирована деятельность провайдеров хостинга и новостных агрегаторов

31 июля 2023 г. подписан Президентом РФ и опубликован соответствующий Федеральный закон. Законом предусмотрены новые требования...

07.08.2023

Регулирование оборота криптовалют в России: почему так медленно и можно ли без этого обойтись

Цифровой рубль ввели в оборот, но рынок майнинга, расчеты в криптовалюте на внешних рынках, налогообложение цифровых валют...