Суды отказали во взыскании убытков с УФАС в виде разницы между ценой первоначального конкурса и повторного
Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2021 по делу № А27-21523/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «ЗемСтройПроект» против Кемеровского УФАС России
Резюме эксперта
С точки зрения ВС РФ, нельзя взыскивать в качестве причиненных убытков разницу между ценовым предложением в первичных госторгах и ценой, заявленной в повторной закупке. Суд также отметил, что для взыскания убытков необходимо наличие причинно-следственной связи между действиями антимонопольного органа и упущенной выгодой. Однако определение цены контракта находится вне правовой воли УФАС.
Обстоятельства дела
«ЗемСтройПроект» выиграл конкурс на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос с ценой контракта 4,8 млн руб. УФАС признало заказчика – Департамент контрактной системы Кузбасса – нарушившим ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ и предписало повторно рассмотреть и оценить заявки.
Суд счел решение и предписание антимонопольного органа недействительными.
На повторных торгах ценовые предложения участников упали и «ЗемСтройПроект» был вынужден значительно снизить свою цену. Контракт с ним заключили и исполнили за 3,4 млн руб.
Компания посчитала, что из-за действий УФАС понесла убытки (упущенная выгода) в виде разницы между первоначальной и повторной ценой контракта. И решила взыскать убытки с УФАС через суд.
Первая инстанция требования удовлетворила. Но апелляция и кассация в иске отказали. «ЗемСтройПроект» обратился в ВС РФ.
Решение ВС РФ и его обоснование
Судья ВС РФ отказал в передаче дела на рассмотрение в СКЭС ВС РФ и согласился с выводами апелляции и кассации:
-
повторный конкурс провели спустя несколько месяцев после первого, при этом цена контракта была снижена почти на 30% от первоначальной. Несмотря на это «ЗемСтройПроект» участвовал в торгах и, исходя из своих бизнес-рисков, счел возможным выполнить тот же объем работ по существенно меньшей цене. А это говорит о том, что убытки не были причинены;
-
определение суммы выполнения контракта находится в компетенции компании, а не УФАС. В данном случае отсутствовал как факт причинения убытков, так и причинно-следственная связь между неправомерными действиями УФАС и суммой, заявленной истцом к взысканию.
Оснований для включения в РНП нет, если товар не поставили из-за карантина в стране производителя
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2021 по делу № А43-3751/2021 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
АО «Научно-производственное предприятие „Полет“» против Нижегородского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация согласилась с нижестоящими судами и указала, что невозможность исполнить условия госконтракта из-за распространения коронавируса можно признать обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому антимонопольный орган правомерно не включил исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Но рассматривать COVID-19 как форс-мажор можно только с учетом условий конкретного дела, в т. ч. добросовестности действий исполнителя.
Обстоятельства дела
Предприятие (заказчик) и ООО «Сфера» (подрядчик) заключили госконтракт на поставку до 10 сентября 2020 г. лазерной установки для изготовления трафаретов. Подрядчик предложил оборудование производителя из Германии. Но завод-изготовитель сообщил «Сфере», что не сможет поставить товар из-за введения карантина в связи с распространением коронавируса.
Подрядчик уведомил об этом заказчика и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон либо подписать допсоглашение о приостановлении его действия из-за форс-мажорных обстоятельств.
Предприятие в одностороннем порядке отказалось от исполнения контракта и направило его в УФАС, чтобы сведения о «Сфере» внесли в РНП. УФАС отказало во включении информации в реестр.
Заказчик обратился в суд. Две инстанции отказали в удовлетворении требований. Тогда предприятие подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация не нашла причин для отмены судебных актов и разъяснила три момента.
-
Основание для включения в РНП – только такое уклонение лица от заключения/исполнения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия). Суды обоснованно решили, что поставщик нарушил контракт по не зависящим от него обстоятельствам: в спорный период в РФ и других странах был объявлен карантин в связи со сложной эпидемиологической ситуацией.
-
Признание COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным, оно должно быть установлено с учетом деталей конкретного дела, в т. ч. разумности и добросовестности действий должника (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Применительно к ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения коронавируса, можно признать обстоятельствами непреодолимой силы, если будет выявлена причинная связь между ними и неисполнением обязательства (вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020).
-
Из материалов дела видно, что подрядчик пытался исполнить контракт, был готов расторгнуть его по соглашению сторон или приостановить его действие. Нет доказательств, что он действовал исключительно с целью причинить вред другому лицу либо в обход закона, с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
Для квалификации нарушения по ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции нужно установить негативное влияние действий сторон на конкурентную среду
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.11.2021 по делу № А29-13883/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
Гражданин против Коми УФАС России
Резюме эксперта
Суд округа подчеркнул, что сам по себе агентский договор или его условия, определяющие поведение сторон во взаимоотношениях друг с другом и третьими лицами, не указывают на то, что участники договора преследовали цель ограничить конкуренцию. Поэтому антимонопольный орган правомерно отказал в возбуждении дела по ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации нарушения по этой норме нужно установить негативное влияние действий сторон в результате заключения договора на конкурентную среду на рынках соответствующих услуг, а также наступление последствий или реальную потенциальную возможность их наступления в виде ограничения конкуренции.
Обстоятельства дела
Жилинспекция перенаправила в УФАС заявление гражданина о нарушении управляющей организацией и ООО «Северо-Западный расчетный центр» ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Компания и центр заключили агентский договор на прием платежей потребителей ЖКУ. УФАС отказало в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения.
Гражданин обратился в суд. Две инстанции признали решение регулятора законным. Гражданин подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе принятые судебные акты. С ее точки зрения, УФАС правомерно отказалось возбудить дело в связи с отсутствием оснований для применения мер антимонопольного реагирования:
-
заключение управляющей компанией и расчетным центром агентского договора не противоречит требованиям законодательства. Одновременное осуществление центром иных функций, помимо приема платежей, не означает, что между ним и управляющей компанией есть антиконкурентное соглашение;
-
изучив условия договора, УФАС пришло к выводу, что его заключение не оказало негативного влияния на конкурентную среду на рынках услуг по расчетно-информационному обслуживанию потребителей, услуг платежных агентов, услуг по управлению многоквартирными жилыми домами. Само наличие в договоре положений, определяющих поведение его участников во взаимоотношениях друг с другом и третьими лицами, не означает, что стороны преследовали цель ограничить конкуренцию;
-
в агентском договоре нет пунктов, навязывающих потребителям невыгодные условия. Центр предъявляет собственникам помещений плату в размере, установленном решением их общего собрания. Потребители сами выбирают способ оплаты ЖКУ: это можно сделать как через управляющую компанию, так и с помощью платежного агента – центра.