Загрузка...
27.10.2020
12 мин. на чтение

Обзор по маркировке товаров

Юридическая компания «Пепеляев Групп» напоминает о введении в России обязательной маркировки отдельных видов товаров.

Маркировке подлежат товары, включенные в специальный Перечень, утвержденный Правительством РФ [1]  . Для разных видов товаров установлены разные сроки введения обязательной маркировки.

Например, с 1 октября 2020 года введена обязательная маркировка для парфюмерной продукции (духи и туалетная вода) и фототоваров
[2, 3] , и в ближайшем будущем будет введена в отношении следующих товаров: 

  • с 1 ноября 2020 года – шины [4]  ;
  • с 1 января 2021 года – товары легкой промышленности и ювелирные изделия [56]  ;
  • с 20 января 2021 года – отдельные виды молочной продукции [7]  .


Обязанность маркировать соответствующие товары возлагается на:

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей данных товаров;
  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в том числе производителей этих товаров (далее - хозяйствующие субъекты) [8]  .


Для чего нужна маркировка товаров?

Маркировка позволяет обеспечить получение оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создает необходимые условия для:
  • сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны;
  • безопасности и защиты жизни и здоровья граждан;
  • повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины;
  • мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках.
Кроме того, система маркировки направлена на обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных [9]  .


Общие правила маркировки товаров

Маркировка товаров при импорте на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. Также в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов ЕАЭС, возможна маркировка импортируемых товаров до помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или после помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта в складских помещениях. Кроме того, допускается маркировка товаров за пределами таможенной территории ЕАЭС [10]  .

Маркировка товаров при производстве осуществляется до начала транспортировки и (или) предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи). Маркируются товары в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения [1011]  .

Способ маркировки – формирование и нанесение средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации [11].


Процесс маркировки товаров можно условно разделить на несколько этапов [11]:

1. Регистрация в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, «Честный знак» (https://честныйзнак.рф/).

Для этого следует направить заявление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя. После этого оператор в течение 5 рабочих дней регистрирует хозяйствующего субъекта в системе «Честный знак» и предоставляет ему доступ к личному кабинету. 

Комментарий ПГНеобходимо различать государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке («Честный знак»), и национальную систему прослеживаемости товаров, создание которой в России планируется в ближайшем будущем. 21.10.2020 Государственной Думой был принят федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и Закон РФ «О налоговых органах РФ», который в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Федерации. Данный закон направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019). Система прослеживаемости товаров будет обеспечивать сбор, учет и хранение сведений о товарах, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и включенных в специальный перечень, а также операций, связанных с оборотом таких товаров. Главным отличием данной системы от системы маркировки является то, что прослеживаемость товаров будет осуществляться на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Таким товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, который должен будет в обязательном порядке отражаться в счетах-фактурах и иных документах, сопровождающих оборот данных товаров.

2. Получение доступа к устройству регистрации эмиссии.

С помощью устройства регистрации эмиссии осуществляется взаимодействие между хозяйствующим субъектом и оператором в части получения кодов маркировки и передачи в информационную систему «Честный знак» сведений о маркировке товаров средствами идентификации. Оснащение хозяйствующих субъектов соответствующими устройствами регистрации эмиссии осуществляет оператор путем непосредственной передачи данных устройств либо предоставления удаленного доступа хозяйствующим субъектам к ним. Решение о выборе способа оснащения принимается хозяйствующим субъектом самостоятельно, если иное не установлено Правительством РФ для отдельных товаров. В целях такого оснащения необходимо также заключить с оператором договор, содержащий в том числе условия предоставления устройств регистрации эмиссии и их регламентного обслуживания. Типовая форма таких договоров утверждается Министерством промышленности и торговли РФ. Предоставленные устройства регистрации эмиссии оператор регистрирует в информационной системе мониторинга.

3. Получение кодов маркировки.

Чтобы получить коды маркировки, требуется направить оператору системы «Честный знак» заявку на их получение. Заявки направляются оператору с использованием устройств регистрации эмиссии. С оператором необходимо заключить договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, типовые формы которого утверждаются Министерством промышленности и торговли РФ в отношении каждого из товаров, подлежащих маркировке. Коды маркировки представляют собой машиночитаемые двухмерные штриховые коды Data Matrix, созданные с использованием криптографии и напоминающие так называемые QR-коды. После их формирования они предоставляются оператором хозяйствующим субъектам с помощью устройств регистрации эмиссии.

4. Нанесение кодов маркировки на товары, их упаковку или на иной материальный носитель, предназначенный для их нанесения.

Это делается в местах производства, упаковки, переупаковки или хранения товаров. Правила нанесения кодов зависят от вида маркируемых товаров и определяются Правительством РФ.

5. Направление сведений о нанесении кодов маркировки на товар.

Данные сведения направляются до ввода товара в оборот в информационную систему «Честный знак» с использованием устройств регистрации эмиссии. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему или переданы с нарушением требований, установленных законодательством, считаются немаркированными. Если оператор предоставил коды для товаров до даты ввода их обязательной маркировки, то товары признаются надлежаще маркированными при условии, что сведения об их маркировке внесены в информационную систему мониторинга на дату ввода такой маркировки.

В дальнейшем все хозяйствующие субъекты, участвующие в обороте товара (производители, продавцы и т.д.), до его реализации (продажи) обязаны направлять оператору информационной системы «Честный знак» сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота товара для их включения в информационную систему мониторинга. Перечень конкретных сведений определяется в Правилах маркировки, утвержденных Правительством РФ для соответствующих товаров. При этом информацию о выводе из оборота товаров следует направить в систему «Честный знак» с использованием устройств регистрации выбытия, которые оператор предоставляет и обслуживает на безвозмездной основе на основании договора, заключенного с оператором по типовой форме, утверждаемой Министерством промышленности и торговли РФ.


Ответственность за нарушение требований к маркировке товаров

Действующее законодательство РФ предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за нарушение требований к маркировке товаров.

I. Административная ответственность

Ответственность за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по обязательной маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ.

В качестве мер наказания предусмотрены одновременно:

  1. административный штраф;
  2. конфискация предметов административного правонарушения (немаркированных и (или) маркированных с нарушением установленного порядка товаров или продукции).


Размеры штрафа

За производство организацией или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции с указанными нарушениями (за исключением алкогольной продукции или табачных изделий):

  • на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За продажу соответствующих товаров и продукции, а также их хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта (за исключением алкогольной продукции или табачных изделий):

  • на граждан - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Более строгие санкции предусмотрены в случае производства и оборота алкогольной продукции или табачных изделий. За производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки или с нарушением установленного порядка маркировки

  • на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.


За оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки:

  • на граждан - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.


II. Уголовная ответственность

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, могут повлечь также уголовную ответственность (ст. 171.1 УК РФ) в случаях, если они совершены:

1. в крупном размере:

  • по общему правилу - стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей;
  • если предметом преступления являются продовольственные товары - стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей;
  • если предметом преступления являются алкогольная продукция или табачные изделия - стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей.

2. в особо крупном размере:

  • по общему правилу - стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая девять миллионов рублей;
  • если предметом преступления являются продовольственные товары - стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей;
  • если предметом преступления являются алкогольная продукция или табачные изделия - стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая один миллион рублей.


Совершение указанных деяний:

1. в крупном размере:

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. в крупном размере группой лиц по предварительному сговору:

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

3. в крупном размере организованной группой или в особо крупном размере:

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

4. в крупном размере в отношении продовольственных товаров:

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

5. в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в особо крупном размере в отношении продовольственных товаров:

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

6. в крупном размере в отношении алкогольной продукции и табачных изделий:

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

7. в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в особо крупном размере в отношении алкогольной продукции и табачных изделий:

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» 

3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1953 «Об утверждении Правил маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении фототоваров» 

4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин» 

5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» 

6. Информация Минфина России от 22.09.2020 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37198-minfin_rossii_sovmestno_s_probirnoi_palatoi_oboznachili_sroki_vnedreniya_sistemy_markirovki_yuvelirnykh_izdelii) 

7. Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 N 836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации») 

8. Пункт 19 части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 

9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» 

10. Статья 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (заключено в г. Алматы 02.02.2018) 

11. Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...