Загрузка...
25.09.2023
6 мин. на чтение

Экология: MustRead за 12–25 сентября 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Выбросы загрязняющих веществ

Опубликованы изменения в Правила выдачи разрешений на временные выбросы

В соответствии с новыми правилами заявление на получение разрешения на временные выбросы (РВВ) можно будет подать только в электронном виде через портал Госуслуг. Также в электронном виде будет осуществляться все взаимодействие между территориальным органом Росприроднадзора и заявителем.

Так, все значимые уведомления (в том числе об отказе в выдаче РВВ, о продлении РВВ или о некомплектности представленных документов) будут направляться с использованием портала Госуслуг. При этом само РВВ выдаваться не будет, а будут предоставляться сведения о нем в форме выписки с нанесенным на нее QR-кодом.

Изменения также коснулись сроков рассмотрения и выдачи РВВ:

  • срок рассмотрения заявки на получение РВВ сокращен с 75 до 30 рабочих дней;

  • срок рассмотрения заявки на продление РВВ сокращен с 15 до 9 рабочих дней;

  • срок рассмотрения заявки на переоформление РВВ не будет превышать 9 рабочих дней (сейчас такой срок не установлен).

Не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия Разрешения Росприроднадзор будет обязан направлять заявителю соответствующее уведомление.

Рекомендации

Изменения должны оптимизировать взаимодействие с Росприроднадзором при получении, продлении, переоформлении РВВ. Однако они заработают только в следующем году: с 1 сентября 2024 г.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2023 г. № 1495 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на временные выбросы»

Изменения законодательства. Охрана окружающей среды при недропользовании

11 сентября 2023 г. вступил в силу примерный перечень мероприятий, который обязаны выполнять недропользователи

Соответствующий приказ Минприроды России принят в развитие положений Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона РФ «О недрах», о котором мы рассказывали в выпуске Экология: Mustread от 2 мая 2023 г.

Изменения в Закон РФ «О недрах» возлагают на пользователей недр обязанность заботиться о сохранении объектов растительного и животного мира. При этом конкретные мероприятия, которые необходимо выполнять, зависят от нескольких факторов:

  • вида пользования недрами;

  • вида добываемых полезных ископаемых;

  • стадии проведения геологоразведочных или добычных работ.

Примерный перечень мероприятий разделён на 3 группы:

Первая группа – это мероприятия по защите объектов растительности, включающие:

  • огораживание территории произрастания или пересадка (после получения разрешения Росприроднадзора);

  • удаление в пределах горного отвода чужеродных объектов растительного мира;

  • восстановление водной растительности;

  • наблюдение за объектами растительного мира.

Вторая группа – мероприятия по охране объектов животного мира, среди которых, например:

  • сохранение жизнеспособных деревьев с дуплами;

  • развешивание искусственных гнездовий и строительство гнездовых платформ;

  • сохранение и восстановление мест нагула, нереста и миграций рыб при строительстве и эксплуатации коммуникаций и объектов, используемых в целях недропользования.

Третья группа – мероприятия по охране мест обитания объектов растительного и животного мира, к которым относятся, например:

  • сохранение мест обитания объектов растительного и животного мира, условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира;

  • исключение проезда транспорта вне транспортных путей, определенных пользователями недр;

  • размещение грунта, строительных материалов на специально оборудованных площадках.

Рекомендации

Перечень мероприятий не предусматривает, должен ли недропользователь в обязательном порядке выполнять все содержащиеся в нем мероприятия или может самостоятельно выбрать лишь некоторые из примерного перечня. Это порождает правовую неопределенность и риск того, что Росприроднадзор может счесть, что недропользователь не выполняет необходимых мероприятий по сохранению растительного и животного мира. В связи с этим, вероятно, следует ожидать разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу.

Действующим и потенциальным пользователям недр рекомендуем ознакомиться с полным текстом нормативного правового акта, чтобы скорректировать свою деятельность в связи со вступившими в силу изменениями.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 августа 2023 г. № 521 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, при условии выполнения которых осуществляется пользование недрами»

Изменения законодательства. Лесопользование

С 17 сентября 2023 г. сокращен срок рассмотрения проекта лесовосстановления

Изменения вносятся в состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1024.

До внесения изменений срок рассмотрения проекта лесовосстановления составлял 15 рабочих дней. Теперь срок сокращён до 5 рабочих дней. В течение этого срока Рослесхоз и органы местного самоуправления должны направить заявителю решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.

Приказ действует до 1 сентября 2028 г.

Рекомендации

Проект лесовосстановления – обязательный документ, регламентирующий проведение лесовосстановительных мероприятий.

Обращаем внимание лесопользователей, что уполномоченные органы, которые не оказали государственную услугу в срок, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.63 КоАП РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 августа 2023 г. № 484 «О внесении изменений в состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1024»

Разъяснения законодательства. Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и побочная продукция производства

Минприроды России дало разъяснения по вопросу разработки программы экологического контроля и стандартизации продуктов производства

Как сообщило ведомство, закон не требует разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) IV категории. На таких объектах можно вести только деятельность, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, поэтому ПЭК в отношении таких объектов не осуществляется.

Минприроды также отметило, что побочные продукты производства должны соответствовать документации, содержащей описание технологического процесса производства основного продукта. В письме Минприроды России сообщается, в частности, что возможно сделать указание, при производстве какой продукции получен такой побочный продукт (например: «побочный продукт производства мебели») и наименование самого вида побочной продукции (например: «стружка древесная»).

Рекомендации

Напомним, что закон не предъявляет требований к стандартизации побочных продуктов производства, если они используются в том же или другом производстве без передачи иным лицам. В случае же передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке.

Источник: Письмо Минприроды России от 15 августа 2023 г. № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений» (не публиковалось)

Разъяснения законодательства. Комплексные экологические разрешения (КЭР)

Вице-премьер В. Абрамченко предупредила, что отсрочек для получения КЭР не будет

Напомним, что закон обязывает получать КЭР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности объекты НВОС I категории.

Правительством РФ был утверждён список 300 крупнейших предприятий-загрязнителей, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы на территории России составляет не менее чем 60%. Эти предприятия используют объекты I категории НВОС, в связи с чем они должны получить КЭР.

Изначально дедлайн для подачи заявки на выдачу КЭР был установлен до 31 декабря 2022 г., однако в марте 2022 г. на фоне явлений, вызванных международными санкциями, Госдума приняла закон о продлении сроков выдачи КЭР предприятиям из «списка 300» до 31 декабря 2024 г.

Все остальные лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, должны получить КЭР до 1 января 2025 г.

На сегодняшний день, по словам В. Абрамченко, в России насчитывается 6 000 предприятий, которые должны получить КЭР. Однако в период с 1 января 2019 г. и по сегодняшний день в Росприроднадзор было подано лишь 373 заявки, а всего госорган выдал 263 КЭР.

Вице-премьер сообщила, что предоставление бизнесу очередной отсрочки не обсуждается.

Рекомендации

Для подготовки КЭР требуется провести оценку соответствия достигнутого предприятием уровня экологической и ресурсной эффективности установленным требованиям. Если соответствие еще не достигнуто, предприятие должно разработать проект программы повышения экологической эффективности.

Обращаем внимание собственников объектов I категории НВОС, что ст. 8.47 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц и организаций за осуществление хозяйственной деятельности без КЭР. Штраф за данное правонарушение может достигать 100 тыс. руб. Допускаем, что в случае сохранения такой тенденции, законодатель может пересмотреть размер ответственности в сторону её ужесточения.

Рекомендуем заинтересованным лицам получить КЭР в рамках отведённых для этого сроков.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.08.2023

Закон о реформе РОП. Расширенная ответственность производителя и импортера. Утилизация упаковки

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», об основных изменениях и переходных положениях принятого законопроекта о реформе расшир...

Смотреть

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...