Загрузка...
17.04.2025
4 мин. на чтение

Экология: MustRead за 24 марта – 13 апреля 2025 г.

обзор по экологии.jpg

С 1 июля 2025 г. в административном процессе появится электронный документооборот

Опубликованы два федеральных закона, вносящие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):
  • Федеральный закон от 7 апреля 2025 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Федеральный закон от 7 апреля 2024 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
КоАП РФ дополнен статьями 24.8 и 24.9. Первая регулирует порядок подачи процессуальных документов участниками производства по административному делу, а вторая устанавливает правила их изготовления, вручения и направления.

Ключевым изменением стало разрешение на использование электронного формата для подачи, получения документов (включая постановления, решения, определения и протоколы), а также возможность дистанционного участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. 

Участники дел смогут направлять процессуальные документы в том числе через портал Госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или электронную почту. 

Также появится возможность участвовать в рассмотрении дела удаленно – через систему веб-конференции, если такая система позволяет надлежащим образом идентифицировать участника процесса.

Указанные возможности будут доступны участникам производства по административным делам при наличии технической возможности у суда, органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Изменения вступят в силу с 1 июля 2025 г.

Рекомендации

Изменения направлены на цифровизацию административного процесса и упрощение взаимодействия граждан и организаций с судами и государственными органами. Они актуальны в том числе для бизнеса, имеющего риск привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды.

Таким компаниям важно проверить наличие аккаунтов на Госуслугах, для юридических лиц необходимо привязать организацию к аккаунту через учетную запись представителя. Рекомендуется проверить также, что квалифицированная электронная подпись (КЭП) актуальна и соответствует требованиям федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи». 

Рекомендуется также определить наиболее удобный способ получения процессуальных документов (например, получение извещений посредством электронных средств связи или на едином портале). Это поможет избежать пропуска сроков.


Федеральный закон от 7 апреля 2025 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 7 апреля 2024 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Обновлен перечень парниковых газов для государственного учета

Правительство утвердило обновлённый перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов. Данный перечень предназначен для получения достоверных сведений о выбросах, которые производятся в результате хозяйственной деятельности организаций.

Обновлён список парниковых газов, выбросы которых подлежат государственному учёту. Пересмотрены коэффициенты пересчёта выбросов в эквивалент диоксида углерода на 100-летнем временном горизонте. Для некоторых газов изменены химические формулы. Перфторциклопропан исключён из перечня, вместо него добавлен перфторциклопентен.

Распоряжение вступило в силу с 5 апреля 2025 г.

Рекомендации

Напомним, что отчетность по выбросам парниковых газов обязаны подавать следующие организации (регулируемые организации):

  • масса выбросов парниковых газов, у которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации представляют отчеты начиная с 1 января 2023 г., т.е. с отчетности за 2022 год);

  • масса выбросов парниковых газов, у которых эквивалентна 50 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации начали предоставлять отчеты с 1 января 2025 г., т.е. с отчетности за 2024 г.).

Указанным организациям рекомендуется ознакомиться с изменениями и заблаговременно подготовиться к подаче отчета о выбросах парниковых газов. С учетом того, что распоряжение вступило в силу с 5 апреля 2025 г., вероятнее всего оно будет применяться к отчету за 2024 г., который необходимо подать до 1 июля 2025 г. Мы будем следить за разъяснениями регулятора в соответствующей сфере и информировать о них.


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 805-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2979-р»

В Госдуму внесен законопроект об увеличении срока давности за административные правонарушения в сфере статистического учета

В Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об официальном статистическом учете (ст. 13.19 КоАП РФ) с 2 месяцев до 2 лет.

Изменения затронут часть 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, регулирующую сроки привлечения к ответственности, в том числе и за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Инициатива обусловлена проблемами в правоприменительной практике. Как указано в пояснительной записке, текущий двухмесячный срок не позволяет органам Росстата своевременно рассматривать дела из-за задержек в получении материалов от других ведомств, таких как Росприроднадзор. Срок в 60 дней недостаточен для проверки годовых форм статистического наблюдения (например, 2-ТП), которые подаются раз в год и требуют длительного анализа.

Увеличение срока давности до 2 лет, по мнению авторов, позволит Росстату и его территориальным органам полноценно проводить проверки, запрашивать дополнительные документы и формировать доказательную базу, что повысит эффективность борьбы с нарушениями.

Рекомендации

Компаниям, предоставляющим статистическую отчетность, включая отчеты по форме 2-ТП (воздух, отходы, сведения об использовании воды), следует усилить контроль за сроками и качеством подачи данных. Увеличение сроков давности приведет к увеличению рисков привлечения к административной ответственности для хозяйствующих субъектов.

Необходимо проверить внутренние регламенты и обеспечить сохранность документов, связанных с отчетностью, на период минимум до 2 лет. Убедитесь, что данные в отчетности совпадают с иной экологической документацией (лицензии, ПНООЛР). 

Законопроект находится на рассмотрении, поэтому важно отслеживать его дальнейшую судьбу и готовиться к корректировке процессов работы с данными.


Законопроект № 884922-8


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Как подать отчетность по РОП по новым правилам в 2025 г. Расширенная ответственность производителя

В данном видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о порядке подачи отчетности по расширенной ответственности п...

Смотреть

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.