Банкротство: MustRead за 29 февраля – 6 марта 2024 г. Выпуск № 210
Изменения законодательства
Законопроект об очередности налогов в банкротстве раскритикован ЦБ РФ, ВС РФ и РСПП
ЦБ РФ, ВС и РСПП дали отрицательные отзывы на резонансный законопроект об очередности уплаты налогов в банкротстве, о котором мы ранее писали.
Банк России оценил потенциальные потери для бюджета РФ от предложенного налогового режима в 117 млрд. руб., обусловленные потенциальным снижением :
-
налоговых поступлений в казну от кредитных организаций из-за необходимости формирования ими дополнительных резервов;
-
поступлений в бюджет от дивидендов, выплачиваемых банками с государственным участием.
По мнению ВС РФ, содержание законопроекта в части отнесении налога на прибыль и восстановленного НДС к пятой очереди текущих требований и представление этим налогам приоритета перед залоговыми требованиями:
-
не в полной мере согласуется с позицией КС РФ, изложенной в Постановлении № 28-П;
-
потенциально нарушает права независимых кредиторов.
ВС РФ также обратил внимание законодателей на необходимость дождаться результатов рассмотрения КС РФ жалоб ООО «Торговый дом «Агроторг» и ПАО «Сбербанк России» на конституционность п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве. О них мы также писали ранее.
РСПП в своем отзыве указал, что принятие законопроекта может привести к неоправданному приоритету налоговых требований в ущерб реестровым кредиторам и поставить под сомнение ценность залога как наиболее надежного обеспечения.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на март 2024 года.
Изменения законодательства
Упростим расчеты с кредиторами в банкротстве банков!
В Госдуму внесен законопроект, расширяющий возможность расчетов с кредиторами путем передачи отступного. Сейчас обязательным условием является отсутствие требований кредиторов 1 и 2 очереди. Теперь предлагается ввести следующий порядок: кредитор, готовый получить отступное, просто должен внести на специальный банковский счет сумму, достаточную для исполнения требований кредиторов второй очереди.
Кроме того, предлагается несколько упростить реализацию прав требования к контролирующим лицам. После первой неудачной попытки продать это право путем публичного предложения, кредиторы смогут изменить ранее выбранный способ распоряжения правом требования на получение соответствующего «кусочка» права. А если какие-то кредиторы не изменят способ распоряжения, то АСВ получит возможность выкупить предназначенную таким кредиторам часть права требования. Причем, исходя из минимальной цены реализации на стадии публичного предложения.
В части механизма реализации кредиторами прав требования к контролирующим лицам законопроект сложно назвать прогрессивным. В любом случае предлагается дождаться стадии реализации права требования к контролирующим лицам путем публичного предложения. Кроме того, законопроект порождает риски злоупотребления АСВ правом, поскольку агентство в таких делах одновременно выполняет функции как кредитора, так и конкурсного управляющего.
Рекомендуем отслеживать судьбу законопроекта. В случае его принятия кредиторам будет необходимо более тщательно отслеживать развитие ситуации в банкротстве для использования права на удовлетворение требований путем отступного и своевременного изменения способа распоряжения правом требования к контролирующим лицам.
Статистика банкротства
Анализ торгов по банкротству
В ЕФРСБ опубликованы любопытные результаты анализа торгов по банкротству и активности электронных торговых площадок за 2023 год по сравнению с предыдущим годом.
С одной стороны, на 2% выросла доля успешных торгов (с 24 до 26%), но она по-прежнему колеблется на уровне четверти от общего числа торгов. Однаком, при этом:
-
объем реализации имущества снизился на 21%;
-
количество участников торгов выросло на 10%;
-
средние цены сократились во всех сегментах кроме закрытых процедур; в последнем случае - средние цены реализации увеличились почти в 2 раза.
Таким образом, можно предположить повышение интереса потенциальных покупателей к участию в банкротных торгах. Однако, их эффективность с точки зрения удовлетворения требований кредиторов существенно снизилась.
Подобное единодушие в критике указанного законопроекта от столь сильных игроков внушает некоторый оптимизм. Вполне вероятно, что решающую роль в этом противостоянии текущих нужд бюджета и здравого смысла сыграет КС РФ.
Рекомендуем отслеживать судьбу законопроекта и жалоб ООО «Торговый дом «Агроторг» и ПАО «Сбербанк России» в КС РФ, а также учитывать итоги их рассмотрения при оценке перспектив удовлетворения требований в банкротстве.