Загрузка...
25.05.2022
5 мин. на чтение

Банкротство: MustRead, выпуск 120

Быстрое меню:

01.jpg
Изменения законодательства

Законопроект о внешней администрации принят Госдумой в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении внешней администрации для иностранных компаний, которые приняли решение об уходе с рынка РФ без очевидных экономических причин. Законопроект принят в редакции, которая была внесена в Госдуму и прокомментирована в алерте «Пепеляев Групп».

Напоминаем, что внешняя администрация может быть назначена по решению суда. «Уходящая» компания, в отношении которой можно назначить внешнюю администрацию, должна отвечать следующим критериям:
  • в них более 25% акций (долей) принадлежит иностранным лицам и при этом;
  • они имеют существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота.

Согласно постановлению Госдумы № 1317-8 ГД, указанный законопроект еще будет дорабатываться с учетом поступающих поправок, которые будут внесены на рассмотрение Госдумы во втором чтении.

В отношении данного законопроекта высказано множество замечаний, в том числе о критериях организаций, в отношении которых возможно введение внешней администрации. Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям выразил мнение о том, что положения законопроекта не отвечают требованиям ясности и четкости. В связи с этим предполагается внесение в законопроект немалого количества поправок.

Организациям, потенциально подпадающим под действие законопроекта, и не исключающих продолжение своей деятельности на территории РФ, необходимо оценить риски, обусловленные прекращением или приостановлением деятельности компаний. Основным риском является утрата контроля за активами и наступление банкротства.

Источники:
РБК
Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»
Государственная Дума


Bankruptcy_sanctions.jpg

Изменения законодательства

Уголовная ответственность за «следование санкциям» одобрена Госдумой в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ об уголовной ответственности за исполнение иностранных санкций. 

Напоминаем, что предлагается дополнить ч. 2 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы. 

Правительство представило отзыв на законопроект, в котором выразило замечания относительно приравнивания исполнения иностранных санкций к тяжким последствиям злоупотребления полномочиями, а также выразило обеспокоенность избыточностью наказания. По мнению Правительства, предлагаемая квалификация признания исполнения иностранных санкций как вида злоупотребления полномочиями нуждается в дополнительном обосновании.

Необходимо отслеживать судьбу данного законопроекта, поскольку ожидается его оперативное принятие. В дальнейшем его положения могут дорабатываться и изменяться, в том числе и относительно субъектного состава. Очень важно вовремя оценить риски в отношении должностных лиц организации в случае принятия законопроекта. Кроме того, необходимо заблаговременного подготовить доказательственную базу для подтверждения добросовестности и правомерности действий должностных и иных лиц компании, направленных на приостановлении или прекращении деятельности компании.

Законопроект № 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации»


мораторий_на_банкротство.jpg

Мораторий на банкротство

Выплата дивидендов в период моратория

Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с вопросом об обязанности банков контролировать исполнение подмораторными должниками запрета на выплату дивидендов и распределение прибыли между участниками должника.

Банк России выразил мнение о том, что положения Закона о банкротстве не устанавливают непосредственной обязанности банков контролировать исполнение требований моратория своими клиентами. Но такой контроль возможен посредством установления банками, в том числе во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительных условий для приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

При намерении осуществить выплату дивидендов или распределить прибыль рекомендуем предварительно совершить действия, необходимые для отказа от применения к компании моратория (публикация в ЕФРСДЮЛ). В случае решения о таких выплатах в период подмораторного статуса следует учитывать не только риски отказа банков в исполнения распоряжений, но и риски ответственности в случае наступления негативных экономических последствий для финансового положения компании или ее контрагентов.  

Источник


Ответственность-арбитражных-управляющих.jpg

Обзор судебной практики

Обзор судебной практики о деятельности арбитражных управляющих

18.05.2022 на сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда опубликован обзор судебной практики, касающийся некоторых вопросов деятельности арбитражных управляющих. Ключевые позиции из него приведены ниже:

1. Мажоритарный участник должника вправе обжаловать действия арбитражного управляющего.

Суды первой и апелляционной инстанций прекратили производство по жалобе мажоритарного участника должника на том основании, что в обществе участниками не был избран представитель для защиты интересов в деле о банкротстве.

Кассация отменила судебные акты и призвала суды не быть формалистами – в обществе всего было два акционера, один из которых обладал 99% акций. Цель регулирования, обязывающего выбирать представителя для участия в деле о банкротстве, состоит в предотвращении несогласованного участия большого количества участников должника, обладающих относительно небольшими долями.

2. Бездействие арбитражных управляющих как основание для взыскания убытков и отстранения.

  • Неоспаривание сделок должника, повлекшее пропуск исковой давности на соответствующее действия. В предмет доказывания по такому роду споров в первую очередь входит установление реальной возможности для признания сделок недействительными и возможности пополнить конкурсную массу за счет этого.
  • Непринятие мер по анализу действующих обязательств должника и расторжению экономически невыгодных договоров влекут взыскание с управляющего возмещения убытков. 
  • Непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности требует доказывания реальности возможности такого взыскания.
  • Неотражение текущих требований кредиторов конкурсным управляющим в отчете о своей деятельности влечет ответственность управляющего, поскольку отсутствие этих данных делает невозможным контроль за расходованием денежных средств. 
  • Отсутствие дополнительного договора страхования ответственности конкурсного управляющего должника, балансовая стоимость активов которого превышает 100 000 000 руб., является основанием для отстранения.

3. Действия управляющего, за которые можно взыскать убытки в пользу кредиторов и отстранить управляющего.

  • оформление по трудовому договору привлеченных управляющим сотрудников как обход установленных Законом о банкротстве лимитов на привлечение сотрудников;
  • перечисление денежных средств залоговому кредитору в период проверки судом обоснованности требований кредиторов первой и второй очереди.
Обзор


Собрания-кредиторов.jpg

Требование кредиторов

Ликвидация не препятствует удовлетворению требований

Ликвидированное общество было должно кредитору денежные средства за утраченное арендное имущество, но так и не рассчиталось по долгу. Позднее кредитор обнаружил деньги на счетах общества и обратился в суд с требованием об их распределении.

Суды трех инстанций отказали на том основании, что кредитор задолженность не просудил, возражения против ликвидации не подавал, решение о ликвидации не обжаловал. ВС РФ напомнил, что обязательного подтверждения долга судебным актом не требуется, его наличие может быть установлено иными доказательствами непосредственно в деле о распределении обнаруженного имущества ликвидированного должника.

Равным образом, не имеют значения и то, возражал ли кредитор против ликвидации. В предмет доказывания в принципе входят только следующие обстоятельства:
  • действительно ли заявитель является заинтересованным лицом;
  • имеются ли у ликвидированной компании активы;
  • есть ли у этой компании неисполненное обязательство.

Рекомендуем отслеживать юридический статус контрагентов (инициирование ликвидации, банкротство, реорганизация) для своевременного предъявления требований, и воспрепятствования недобросовестным действиям участников должника и ликвидатора. 

Определение ВС РФ от 04.05.2022 № № 305-ЭС21-20375 по делу № А40-212360/2020


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

24.04.2024

Банкротство: MustRead за 18–24 апреля 2024 г. Выпуск № 217

Главные новости: Статистика по банкротству 2023: банкротство юрлиц выросло в 2,6 раза Правительство РФ против законопроекта...

23.04.2024

Конституционный Суд РФ разъяснил порядок уплаты налоговых обязательств в банкротстве за счет предмета залога

Информируем о принятии Конституционным Судом РФ Постановления от 09.04.2024 № 16-П. Проверена конституционность п. 6 ст....

17.04.2024

Банкротство: MustRead за 11–17 апреля 2024 г. Выпуск № 216

Главные новости: КС РФ установил приоритет погашения имущественных налогов над требованиями залоговых кредиторов ...

10.04.2024

Забрать могут все: почему суд вернул купленные на бирже акции государству

Волна деприватизации, о которой, по словам президента, «не может быть и речи», дошла до миноритарных акционеров Соликамского...