Загрузка...
25.05.2022
5 мин. на чтение

Банкротство: MustRead, выпуск 120

Быстрое меню:

01.jpg
Изменения законодательства

Законопроект о внешней администрации принят Госдумой в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении внешней администрации для иностранных компаний, которые приняли решение об уходе с рынка РФ без очевидных экономических причин. Законопроект принят в редакции, которая была внесена в Госдуму и прокомментирована в алерте «Пепеляев Групп».

Напоминаем, что внешняя администрация может быть назначена по решению суда. «Уходящая» компания, в отношении которой можно назначить внешнюю администрацию, должна отвечать следующим критериям:
  • в них более 25% акций (долей) принадлежит иностранным лицам и при этом;
  • они имеют существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота.

Согласно постановлению Госдумы № 1317-8 ГД, указанный законопроект еще будет дорабатываться с учетом поступающих поправок, которые будут внесены на рассмотрение Госдумы во втором чтении.

В отношении данного законопроекта высказано множество замечаний, в том числе о критериях организаций, в отношении которых возможно введение внешней администрации. Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям выразил мнение о том, что положения законопроекта не отвечают требованиям ясности и четкости. В связи с этим предполагается внесение в законопроект немалого количества поправок.

Организациям, потенциально подпадающим под действие законопроекта, и не исключающих продолжение своей деятельности на территории РФ, необходимо оценить риски, обусловленные прекращением или приостановлением деятельности компаний. Основным риском является утрата контроля за активами и наступление банкротства.

Источники:
РБК
Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»
Государственная Дума


Bankruptcy_sanctions.jpg

Изменения законодательства

Уголовная ответственность за «следование санкциям» одобрена Госдумой в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ об уголовной ответственности за исполнение иностранных санкций. 

Напоминаем, что предлагается дополнить ч. 2 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы. 

Правительство представило отзыв на законопроект, в котором выразило замечания относительно приравнивания исполнения иностранных санкций к тяжким последствиям злоупотребления полномочиями, а также выразило обеспокоенность избыточностью наказания. По мнению Правительства, предлагаемая квалификация признания исполнения иностранных санкций как вида злоупотребления полномочиями нуждается в дополнительном обосновании.

Необходимо отслеживать судьбу данного законопроекта, поскольку ожидается его оперативное принятие. В дальнейшем его положения могут дорабатываться и изменяться, в том числе и относительно субъектного состава. Очень важно вовремя оценить риски в отношении должностных лиц организации в случае принятия законопроекта. Кроме того, необходимо заблаговременного подготовить доказательственную базу для подтверждения добросовестности и правомерности действий должностных и иных лиц компании, направленных на приостановлении или прекращении деятельности компании.

Законопроект № 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации»


мораторий_на_банкротство.jpg

Мораторий на банкротство

Выплата дивидендов в период моратория

Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с вопросом об обязанности банков контролировать исполнение подмораторными должниками запрета на выплату дивидендов и распределение прибыли между участниками должника.

Банк России выразил мнение о том, что положения Закона о банкротстве не устанавливают непосредственной обязанности банков контролировать исполнение требований моратория своими клиентами. Но такой контроль возможен посредством установления банками, в том числе во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительных условий для приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

При намерении осуществить выплату дивидендов или распределить прибыль рекомендуем предварительно совершить действия, необходимые для отказа от применения к компании моратория (публикация в ЕФРСДЮЛ). В случае решения о таких выплатах в период подмораторного статуса следует учитывать не только риски отказа банков в исполнения распоряжений, но и риски ответственности в случае наступления негативных экономических последствий для финансового положения компании или ее контрагентов.  

Источник


Ответственность-арбитражных-управляющих.jpg

Обзор судебной практики

Обзор судебной практики о деятельности арбитражных управляющих

18.05.2022 на сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда опубликован обзор судебной практики, касающийся некоторых вопросов деятельности арбитражных управляющих. Ключевые позиции из него приведены ниже:

1. Мажоритарный участник должника вправе обжаловать действия арбитражного управляющего.

Суды первой и апелляционной инстанций прекратили производство по жалобе мажоритарного участника должника на том основании, что в обществе участниками не был избран представитель для защиты интересов в деле о банкротстве.

Кассация отменила судебные акты и призвала суды не быть формалистами – в обществе всего было два акционера, один из которых обладал 99% акций. Цель регулирования, обязывающего выбирать представителя для участия в деле о банкротстве, состоит в предотвращении несогласованного участия большого количества участников должника, обладающих относительно небольшими долями.

2. Бездействие арбитражных управляющих как основание для взыскания убытков и отстранения.

  • Неоспаривание сделок должника, повлекшее пропуск исковой давности на соответствующее действия. В предмет доказывания по такому роду споров в первую очередь входит установление реальной возможности для признания сделок недействительными и возможности пополнить конкурсную массу за счет этого.
  • Непринятие мер по анализу действующих обязательств должника и расторжению экономически невыгодных договоров влекут взыскание с управляющего возмещения убытков. 
  • Непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности требует доказывания реальности возможности такого взыскания.
  • Неотражение текущих требований кредиторов конкурсным управляющим в отчете о своей деятельности влечет ответственность управляющего, поскольку отсутствие этих данных делает невозможным контроль за расходованием денежных средств. 
  • Отсутствие дополнительного договора страхования ответственности конкурсного управляющего должника, балансовая стоимость активов которого превышает 100 000 000 руб., является основанием для отстранения.

3. Действия управляющего, за которые можно взыскать убытки в пользу кредиторов и отстранить управляющего.

  • оформление по трудовому договору привлеченных управляющим сотрудников как обход установленных Законом о банкротстве лимитов на привлечение сотрудников;
  • перечисление денежных средств залоговому кредитору в период проверки судом обоснованности требований кредиторов первой и второй очереди.
Обзор


Собрания-кредиторов.jpg

Требование кредиторов

Ликвидация не препятствует удовлетворению требований

Ликвидированное общество было должно кредитору денежные средства за утраченное арендное имущество, но так и не рассчиталось по долгу. Позднее кредитор обнаружил деньги на счетах общества и обратился в суд с требованием об их распределении.

Суды трех инстанций отказали на том основании, что кредитор задолженность не просудил, возражения против ликвидации не подавал, решение о ликвидации не обжаловал. ВС РФ напомнил, что обязательного подтверждения долга судебным актом не требуется, его наличие может быть установлено иными доказательствами непосредственно в деле о распределении обнаруженного имущества ликвидированного должника.

Равным образом, не имеют значения и то, возражал ли кредитор против ликвидации. В предмет доказывания в принципе входят только следующие обстоятельства:
  • действительно ли заявитель является заинтересованным лицом;
  • имеются ли у ликвидированной компании активы;
  • есть ли у этой компании неисполненное обязательство.

Рекомендуем отслеживать юридический статус контрагентов (инициирование ликвидации, банкротство, реорганизация) для своевременного предъявления требований, и воспрепятствования недобросовестным действиям участников должника и ликвидатора. 

Определение ВС РФ от 04.05.2022 № № 305-ЭС21-20375 по делу № А40-212360/2020


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

29.10.2025

Кассация определила статус требований дольщика при банкротстве застройщика

АС СЗО подтвердил незаконность регистрации права собственности дольщика на нежилые помещения после открытия конкурсного ...

29.10.2025

Государство как должник: могут ли инструменты суверенного дефолта спасти бизнес?

Спикеры юридического форума, организованного FСongress, на сессии «Wonderland»: инструменты суверенного дефолта для ординарных...

29.10.2025

Банкротство: MustRead за 23–29 октября 2025 г. Выпуск № 294

Главные новости: Не спеши признавать долг общим! Сначала банкротство, потом разбор полетов Границы сальдо ...

22.10.2025

Банкротство: MustRead за 16–22 октября 2025 г. Выпуск № 293

Главные новости: Единственное жилье в ипотеке может стать неприкосновенно Не уверен – не распределяй конкурсную...