Обратите внимание
Суд ЕАЭС в соответствии с гл. IV Статута (Приложение № 2 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) вправе разрешать ограниченные категории споров, инициируемых союзными государствами или хозсубъектами, и разъяснять право Союза.
Категории споров
Суд ЕАЭС вправе разрешать споры по заявлению:- государства-члена: например, об оспаривании действий (бездействия) ЕЭК, о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору о ЕАЭС;
- хозяйствующего субъекта: например, о соответствии решения ЕЭК или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозсубъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору о ЕАЭС и (или) международным договорам в рамках Союза.
О праве на судебную защиту
Суд ЕАЭС наделен полномочиями разъяснять союзное право. Речь идет о положениях Договора о ЕАЭС (далее — Договор), международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза. В силу п. 47 Статута осуществление разъяснения означает предоставление консультативного заключения.Такое заключение имеет лишь рекомендательный характер (п. 98 Статута). Однако, по-нашему мнению, это даже повышает заинтересованность стран Союза и ЕЭК в консультативной процедуре. В итоге заявители получают мягкую рекомендацию, как следует трактовать норму права, а не жесткое обязательное к исполнению предписание.
С точки зрения защиты конкуренции одно из наиболее значимых консультативных заключений последних лет — о разъяснении положений Договора, предоставленное Большой коллегией Суда ЕАЭС 12 февраля 2025 г.
В Суд ЕАЭС обратилась Евразийская экономическая комиссия. Поводом для обращения стала правовая неопределенность в вопросе оспаривания актов Комиссии, в частности о том, может ли Суд рассмотреть обращение физического лица, которое она привлекла к ответственности за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Суд занял категоричную позицию, указав, что в его компетенцию входит рассмотрение споров только по заявлениям физлиц, зарегистрированных в качестве ИП, а по заявлениям иных физлиц — не входит.
Реакция на это разъяснение не заставила себя долго ждать. Через месяц на портале проектов нормативных правовых актов ЕАЭС был опубликован проект Протокола о внесении изменений в Договор. Предполагается, что эти поправки обеспечат физическим (в том числе должностным) лицам и некоммерческим организациям возможность в судебном порядке обжаловать решения, а также действия (бездействие) Комиссии.
Таким образом, хотя консультативные заключения Суда ЕАЭС имеют рекомендательный характер, недооценивать их значимость не стоит.
О процедурных требованиях
Рассматривая дела, связанные с оспариванием решений ЕЭК, Суд осуществляет проверку (i) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения, (ii) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, предоставленных им Договором (международными договорами) в рамках Союза, (iii) оспариваемого решения или его отдельных положений, оспариваемого действия (бездействия) Комиссии на соответствие их Договору (международным договорам) в рамках Союза (п. 45 Регламента Суда ЕАЭС, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 101).Основанием для того, чтобы признать решение Комиссии или его положения не соответствующим Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, может служить только нарушение тех прав и законных интересов, которые предоставлены самим Договором и такими международными договорами (п. 7.2.10 Решения Суда ЕАЭС от 07.04.2016 по заявлению ООО «Севлад» к ЕЭК).
Отметим, что реализация предоставленных Комиссии полномочий по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках ограничена необходимостью соблюдать установленные правом ЕАЭС процедурные требования, которые служат гарантией прав и законных интересов проверяемых лиц. При этом несоблюдение права на защиту, как и права знать суть вменяемого деяния, противоречит праву Союза в целом и Договору в частности.
К аналогичным выводам Суд ЕАЭС пришел в одном из дел при проверке законности Решения ЕЭК от 15.03.2023 № 61. Комиссия признала действия ответчиков нарушающими п. 5 ст. 76 Договора — заключение иных соглашений между хозсубъектами (субъектами рынка), если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. При этом первоначально дело возбуждалось по признакам нарушения подп. 3 п. 3 ст. 76 Договора — заключение соглашений между хозсубъектами-конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу.
Безусловно, в ходе рассмотрения спора в действиях ответчика могут быть выявлены признаки иного нарушения, чем то, по признакам которого дело было возбуждено. Но в таком случае Комиссия обязана отложить рассмотрение (п. 28 Порядка рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 99, далее — Порядок № 99). Более того, если выявлены новые признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, достаточные для выделения дела в отдельное производство, выносится определение о таком выделении (подп. 1 п. 36 Порядка № 99). Тем не менее рассмотрение дела не откладывалось, вопрос о выделении дела по признакам нарушения п. 5 ст. 76 Договора не обсуждался.
С позиции Суда, Комиссия фактически лишила ответчиков возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав и приводить доводы, доказательства, опровергающие нарушение ими п. 5 ст. 76 Договора. А это свидетельствует о нарушении права ответчиков на эффективную защиту, а также о нарушении Комиссией принципа объективности с учетом того, что отсутствует полное и всестороннее исследование обстоятельств дела.
Проведем параллель с деятельностью ФАС России. К российскому регулятору предъявляются аналогичные требования полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, при котором всем сторонам процесса будет дана равная возможность защитить свои права и законные интересы. К слову, и на национальном уровне процессуальные аспекты в части выделения дел в отдельное производство в целом не отличаются от тех, что изложены в Порядке № 99 (п. 1.8, 3.128 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации»). Таким образом, с выводами Суда ЕАЭС трудно не согласиться.
Можно заключить, что Суд ЕАЭС — это своего рода гарант единообразного применения права Союза. Благодаря его деятельности формируются четкие и понятные ориентиры для хозяйствующих субъектов и регуляторов, вырабатываются важные правовые подходы.
Источник: «Конкуренция и право»