Загрузка...
03.10.2016
3 мин. на чтение

Откуда товар. Что дает СПИК отрасли лекарственных средств и медицинских изделий

Тема специального инвестиционного контракта сейчас на слуху. С 1 сентября вступили в силу поправки в ФЗ № 44, касающиеся специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Тем самым законодательно утверждена одна из важных преференций для инвесторов — обеспеченная государственная закупка. Однако у фармотрасли есть еще много вопросов по поводу СПИК, не все нормы ст. 111.3 о СПИК понимаются однозначно. Об основных сложных моментах законодательной новеллы «ФВ» рассказал руководитель направления Life Sciences юридической фирмы «Пепеляев Групп» Сергей Клименко. 

Согласно новой статье 111.3 наличие СПИК автоматически не означает признания российского происхождения товара. Можете разъяснить это положение? 


Здесь есть сразу две проблемы. Из буквального толкования следует, что для получения статуса единственного поставщика, сторона СПИК должна доказать, что страна происхождения товара — РФ, но сам факт наличия СПИК действительно в этой части кардинально ситуацию не меняет, во всяком случае пока, и статус единственного поставщика может остаться недосягаемым для тех производителей, объема локализации которых не хватает для признания РФ страной происхождения товара. В то же время, по опыту работы с нашими клиентами, особая привлекательность участия в СПИК видится участниками рынка именно в возможности получения привилегий в обмен на поэтапную локализацию, но этого свойства у СПИК для целей госзакупок вы напрямую не найдете. 

Значит идея льготы в части определения страны происхождения товара как следует не реализована? 


Думаю, что да. Во-первых, нигде нет прямого указания на то, что для целей импортозамещения страной происхождения товара, производимого по СПИК, автоматически считается Россия, без оглядки на Соглашение СНГ. Постановление Правительства № 719, которое устанавливает порядок определения продукции, не имеющей аналогов, производимых в РФ, определяет лишь критерии отнесения продукции к производимой в РФ, что, мягко говоря, не то же самое, что «страна происхождения». Практика, конечно, может пойти и по другому пути, но сейчас это разные по смыслу понятия (например, промежуточная стадия производства товара может быть в РФ и он действительно будет «производиться» в РФ, но страна происхождения считается, по общему правилу, по наличию достаточной переработки). Во-вторых, критерии отнесения к такой продукции по постановлению № 719 не дают каких-либо особенных льгот основной массе локализуемых продуктов, готовая лекарственная форма которых не производится ни в РФ, ни в других странах ЕАЭС, т.е. упаковываемым продуктам. Хотя разрешено засчитывать стадии производства не только в РФ, но и, например, в Беларуси или Казахстане. В-третьих, правило «третий лишний» прямо указывает именно на Соглашение СНГ 2009 г., в то время как в других отраслях аналогичные правила предлагают учитывать постановление № 719 — здесь отрасли не повезло. Если бы изменения в законодательство позволили считать продукцию СПИК автоматически товаром российского происхождения, то привлекательность такого инструмента выросла бы в разы.

Есть ли возможность получить другие преференции инвестору, заключившему СПИК? 


Закон «О промышленной политике» указывает на достаточно широкий и, надо сказать, довольно размытый перечень мер стимулирования для частной стороны СПИК. Однако для бизнеса весь инструментарий, который может быть представлен на федеральном и региональном уровне, не очевиден. Это мешает получить полное представление о возможностях, которые может предоставить СПИК. А ведь в рамках СПИК проект попадает в зону особого внимания контролирующего органа, обрастает дополнительной отчетностью. 

То есть как будут работать льготы, непонятно? 


Давайте возьмем для примера такие льготы, как неизменность требований к продукции. В законе «О промышленной политике» сказано, что при изменении обязательных требований к производимой продукции в отношении продукции по СПИК будут применяться требования, действовавшие на момент его заключения. Но как это будет реализовано на практике, если, например, поменяются требования к маркировке и упаковке? Более того, насколько это применимо к фармотрасли и отрасли медизделий? Самое главное, закон делает исключения в отношении изменений к требованиям, если такие изменения являются следствием нормотворчества на уровне ЕАЭС — а у нас грядут грандиозные изменения на наднациональном уровне, которые касаются всех аспектов обращения. 

А что насчет налоговых льгот? 


В целом льгота, касающаяся неизменности требований к продукции, так же как и налоговые преференции, пока не особенно интересуют сектор лекарственных средств и медицинских изделий — мало кто в них верит, это долгосрочная перспектива, неосязаемая пока, а главное — не сильно и необходимая, в отличие от возможностей дать товару локальный статус или же получить статус единственного поставщика. А с этими возможностями, как видно, не все до конца ясно.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.04.2024

Интервью с Романом Бевзенко: почему выбрал «Пепеляев Групп», с чем приходят клиенты, медийность и др

Интервью с Романом Бевзенко - партнером и руководителем практики специальных проектов «Пепеляев Групп».

Смотреть

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...

11.04.2024

Фармкомпаниям рассказали о регистрации АФС, контрактном производстве и новеллах регуляторики

Международная повестка и необходимость достижения лекарственного суверенитета России диктуют участникам фармацевтической...

10.04.2024

Чем обернется для российской фармы появление комиссии по принудительному лицензированию?

Последние два года в фармацевтической отрасли России назревает вопрос об обеспечении доступности жизненно важных лекарств...

09.04.2024

Президент подписал закон об увеличении штрафов за спам-рассылки

В России увеличили штрафы за спам-рассылки, соответствующий федеральный закон подписал президент. При рекламе фармацевтической...