Загрузка...

Когда компании могут использовать ценовые алгоритмы

Эксперты «Пепеляев Групп» рассказывают, в каких случаях использование ценовых алгоритмов нарушает антимонопольное законодательство. 

Ценовые алгоритмы


Ценовой алгоритм — это программное обеспечение, которое автоматически устанавливает цены, реагируя на различные изменения: количества товаров на складе, цен конкурентов, потребительских предпочтений. Такие алгоритмы помогают оптимизировать бизнес-процессы, увеличить прибыль, снизить затраты на производство и персонал.

Использование ценовых алгоритмов допустимо до тех пор, пока оно не приведет к нарушению антимонопольного законодательства:

  • заключению вертикальных соглашений,
  • осуществлению согласованных действий,
  • координации экономической деятельности,
  • заключению картельных соглашений.

Однако нельзя предсказать, как суд растолкует законодательство в каждом конкретном случае, поэтому, используя ценовые алгоритмы, компания рискует почти всегда.

Условно алгоритмы можно поделить на три вида: веерные алгоритмы, алгоритмы под названием «предсказуемый агент» и алгоритмы мониторинга.

1. Веерные алгоритмы


В ходе веерного соглашения конкуренты обмениваются информацией о ценах и поведении на рынке через третью сторону, которая следит за исполнением договоренностей. Эту роль может выполнять алгоритм.

Если с помощью веерного алгоритма компании установят минимальные или фиксированные цены на товар или начнут применять одинаковые скидки или бонусы, ФАС может квалифицировать такое использование алгоритма как координацию экономической деятельности.

В некоторых случаях применение веерных алгоритмов признают допустимым. Например, когда один из агрегаторов такси установил фиксированные цены на поездки для независимых водителей, это действие предлагалось квалифицировать как координацию. Однако ограничения конкуренции на самом деле не происходило: у водителей была возможность отказаться от предлагаемой цены и воспользоваться услугами других агрегаторов. Дело было прекращено.

2. Алгоритм «предсказуемый агент»


У компаний, использующих схему «предсказуемого агента», есть независимые алгоритмы ценообразования, которые можно запрограммировать на взаимодействие друг с другом, например, на прекращение конкурентной борьбы или на установку одинаковых цен. Такое поведение также называют сознательным параллелизмом.

Алгоритм «предсказуемый агент» часто используют на высокодинамичных рынках, где цену требуется постоянно корректировать из-за частых изменений параметров спроса и предложения.

Если через такой алгоритм компании устанавливают или поддерживают цены и скидки на товар, ФАС может признать, что компании заключили картельное соглашение или осуществляют согласованные действия. Однако пока ни ФАС, ни суды еще не рассматривали случаи неправомерного применения «предсказуемого агента».

3. Алгоритмы мониторинга


Алгоритмы мониторинга позволяют собирать и систематизировать информацию о ценах нескольких участников рынка. Такую схему используют сайты-агрегаторы: «Яндекс.Маркет», Trivago, Aviasales.

Компания может мониторить общую ситуацию на рынке и ценовое поведение конкурентов, но если она копирует цены без объективных причин, ФАС может квалифицировать это как согласованные действия или устное картельное соглашение. Если организация следит за тем, как дистрибьюторы соблюдают договоренности, и навязывает им ценовую политику под угрозой санкций (например, прекращения поставок), такие действия можно расценить как незаконную координацию или вертикальное соглашение.

Компания LG публиковала на своем сайте рекомендованную розничную цену и с помощью алгоритма следила, придерживаются ли ее реселлеры. Если магазины от нее отклонялись, LG отказывалась поставлять им товар. Комиссия ФАС России признала такую деятельность компании незаконной координацией.

Когда нарушений нет


В российском законодательстве есть условия, при которых соглашения, даже если они привели к негативным последствиям, не будут считаться нарушениями:

Вертикальное соглашение допустимо, если оно заключено в договоре коммерческой концессии или если доля каждой из компаний занимает менее 20% на рынке (по статье 11 закона № 135-ФЗ). Cогласованные действия не будут считаться нарушением, если совокупная доля компаний на рынке не превышает 20%, а доля каждой из них — 8%.

По статье 13 закона № 135-ФЗ вертикальные и иные соглашения и согласованные действия также допустимы, если компании входят в одну группу лиц (или находятся под контролем одного лица или друг друга) или если благодаря их действиям:

  • совершенствуется производство и реализация товаров;
  • стимулируется технический и экономический прогресс;
  • повышается конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;
  • покупатели получают выгоду, соразмерную выгоде компаний.

Допустимых условий для координации экономической деятельности пока нет, но на рассмотрении в правительстве РФ находятся законопроекты, по которым ее можно будет признать допустимой при соблюдении вышеуказанных условий статьи 13 закона № 135-ФЗ.

Заключение картельных соглашений всегда имеет негативное влияние на конкуренцию. Применительно к ним использование алгоритмов планируется признать отягчающим обстоятельством.

Источник: РБК PRO

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке