Загрузка...
30.01.2015
3 мин. на чтение

Отходы от использования товаров: новые требования к обращению с отходами производства и потребления

Начиная с 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие требования к утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии с определением, предусмотренным данными изменениями, отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

В отношении каких же товаров идет речь?

В соответствии с названными изменениями Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. На момент подготовки настоящей публикации такой перечень не утвержден, однако уже существует проект соответствующего постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

В соответствии с данным проектом в перечень товаров, подлежащих утилизации входит достаточно широкий спектр товаров, в том числе бумага и изделия из нее, изделия резиновые и пластмассовые, металлы, компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование и другие.

Таким образом, новые требования по утилизации отходов от использования товаров коснутся широкого круга промышленных производителей, являющихся представителями как малого и среднего, так и крупного бизнеса, а также импортеров такой продукции, т.е. в том числе многих участников рынка розничной торговли, самостоятельно осуществляющих импорт продаваемой ими продукции.

Каковы основные нововведения?

В соответствии с внесенными изменениями на производителей и импортеров возлагается обязанность самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от готовых товаров.

Закон предусматривает, что приоритетным способом исполнения вышеупомянутой обязанности является самостоятельное обеспечение производителями/импортерами утилизации произведенных отходов в рамках одного из трех вариантов:

  • организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов от использования таких товаров;
  • заключение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами;
  • создание объединений (союзов) производителей, импортеров товаров, включенных в перечень.

При этом самостоятельная утилизация должна осуществляться в соответствии с нормативами утилизации, которые будут установлены Правительством РФ.

Производители и импортеры, которые не смогут обеспечить утилизацию самостоятельно, будут обязаны уплачивать экологический сбор. Правительство РФ должно будет установить ставки сбора в зависимости от группы товаров, подлежащих утилизации. Однако на момент подготовки настоящей публикации они не утверждены.

Таким образом, обязанность производителей и импортеров товаров по их утилизации считается исполненной со дня уплаты экологического сбора или же со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации.

Порядок, формы и сроки представления отчетности производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации, устанавливаются Правительством РФ.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Предположительно таким органом будет являться Федеральной службе по надзору в сфере природопользования как орган осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами.

Следует иметь в виду, что при перевыполнении производителем, импортером нормативов утилизации в предыдущем календарном году, такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации. Кроме того, если упаковка товара произведена из вторичного сырья, то к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент.

В дополнение к названному необходимо отметить, что в рамках изменений в Закон №89-ФЗ с 1 января 2016 года вступит в силу запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, что вероятно существенно повысит сметную стоимость строительства сооружений. При этом в настоящий момент не совсем ясно, в отношении каких видов зданий и сооружений будет относиться данный запрет и, соответственно, какие технологии должны быть использованы.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...