Загрузка...
30.09.2014
3 мин. на чтение

Внедрение антимонопольного комплаенса: система защиты

Сегодня все большее значение для компаний в различных областях рыночной деятельности приобретает соблюдение норм антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что последствия разбирательств в ФАС России грозят не только крупными штрафами и ограничениями, но и существенными репутационными рисками. Один из наиболее прогрессивных подходов к снижению вероятности возникновения антимонопольных нарушений заключается в том, чтобы выработать специальную систему их предупреждения – так называемую систему антимонопольного комплаенса.


Важнейшими его элементами являются внутренние документы, закрепляющие стандарты ведения компанией коммерческой деятельности. Их разработка и внедрение позволяют существенно снизить предпринимательские риски, в том числе вытекающие из антимонопольного законодательства.


К таким документам может относиться: политика по отбору контрагентов и взаимодействию с ними, устанавливающая критерии, по которым компания заключает договоры с теми или иными контрагентами, прекращает отношения с ними. Другим примером служит ценовая политика, регламентирующая коммерческие условия взаимодействия с контрагентами, условия предоставления скидок и премий. Компании, занимающейся активной маркетинговой и рекламной деятельностью, может потребоваться документ, регламентирующий проведение таких акций, а также их соответствие законодательству о рекламе и защите конкуренции. Иногда разные сферы коммерческой деятельности в рамках построения системы антимонопольного комплаенса могут быть охвачены комплексным документом, таким как коммерческая (торговая, сбытовая) политика. Кроме того, может быть разработана антимонопольная политика, непосредственно устанавливающая правила соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении организацией хозяйственной деятельности.


Подобные документы достаточно широко внедряются в зарубежных компаниях, зачастую распространяющих эту практику на свои российские дочерние общества. Однако не всегда инициатива исходит от самих хозяйствующих субъектов. Так, ФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства неоднократно выносила предписания с требованиями о разработке того или иного документа, «исправляющего» те аспекты коммерческой деятельности компании, которые к ним привели. Такая форма реагирования антимонопольного органа применялась на различных рынках: фармацевтическом, нефти и нефтепродуктов, в розничной торговле и др.


Необходимо отметить, что внедрение внутренних документов и политик – только один из этапов построения системы антимонопольного комплаенса. Ему должна предшествовать тщательная оценка антимонопольных рисков, сопутствующих деятельности той или иной компании. Завершением же процесса должно стать не просто принятие внутренних документов, но и обеспечение их эффективности путем создания соответствующих функций (в частности, формирование в компании обособленной структуры антимонопольного контроля).


Каким образом будет развиваться практика внедрения антимонопольного комплаенса в различных сегментах российского рынка, пока неизвестно. Подтолкнуть компании к тому, чтобы самим построить комплаенс-систему, позволяющую минимизировать антимонопольные риски, можно с помощью средств поощрения при привлечении к ответственности. Таким средством могло бы стать включение в КоАП РФ специального смягчающего обстоятельства, предусматривающего, что компания, внедрившая систему антимонопольного комплаенса, вправе претендовать на снижение размера административной ответственности в случае выявления правонарушения.


На сегодня в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на 2013–2024 гг. в качестве одного из мероприятий закреплены разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков. Конкретных законодательных норм по реализации этого мероприятия пока нет. Очевидно, что антимонопольным органом должны быть установлены критерии, которым должна соответствовать подобная система, меры, стимулирующие ее разработку и внедрение, а также механизм оценки ее эффективности.


Безусловно, стандарты антимонопольного комплаенса должны быть сформированы с учетом международного опыта, а также с привлечением экспертного и бизнес-сообщества. Только в этом случае можно будет ожидать создания фундаментальных и действенных принципов построения комплаенс-системы в России.
 

 

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Дело тонкое

Российская экономика и бизнес переориентировались на Восток. Какие перспективы открывает сотрудничество? Какие задачи предстоит...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Кадры со школьной скамьи

Качественное профессиональное образование невозможно без участия работодателей. По оценке Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, ...