Системе госрегулирования фармрынка в рамках перечней ЖНВЛП, ВЗН и минимального ассортимента уже более 10 лет. Основная задача перечней – обеспечить ценовую и ассортиментную доступность лекарств для населения, как в рознице, так и в госпитальном сегменте. Подробнее – в колонке юриста практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Таисии Кубриной и младшего юриста Алины Лимоновой.
За счет системы перечней цены на препараты в последние годы в значительно меньшей степени были подвержены влиянию внешних факторов: экономических кризисов, ситуаций ажиотажного спроса, резких колебаний курсов валют и т.д. Другая задача перечней – контроль в сфере госзакупок: большая часть закупок бюджетного здравоохранения сконцентрирована вокруг списка ЖНВЛП.
С другой стороны, за то время, пока существуют лекарственные перечни, сам фармрынок значительно поменялся: «скорректировались» производственные, сырьевые, логистические, внешнеэкономические и другие условия его функционирования, при этом подстройка существующей системы госрегулирования цен под новые реалии не всегда успевает обеспечивать потребности меняющихся общественных отношений.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на критерии включения препаратов в основные перечни, ведь эти критерии не менялись с 2018 г. Одним из принципов функционирования госуслуг, включая формирование указанных перечней или регистрацию цен лекарства, выступают прозрачность и конкретность механизмов их осуществления. С этой точки зрения действующие в настоящее время параметры формирования перечня ЖНВЛП или иных перечней не в полной мере соответствуют указанному принципу и не дают ясного представления о процедуре их формирования.