Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Валютное законодательство в России и странах СНГ: от монополии к регулированию. Часть 1.

31.08.2014
22 мин.
на чтение
Прочитать позже

В течение более чем пятидесяти лет (с 1937 по 1989 гг.) республики, входившие в состав СССР, существовали в правовом режиме валютной и торговой монополий, при которых управление валютным рынком и торговлей было сосредоточено в руках государства, было установлено монопольное право государства на осуществление валютных операций. Платежный баланс оставался секретным, а курс национальной валюты по отношению к доллару устанавливался и поддерживался на фиксированном уровне государством с периодическими его пересмотрами. При этом вплоть до распада СССР наблюдалось постепенное обесценение доллара США по отношению к советскому рублю . Зато первый коммерческий курс рубля в 1992 году показал реальную стоимость национальной валюты (в 1991 год за один доллар США давали около 50 копеек, а в 1992 году – уже около 125 рублей). 

Платежные балансы Российской Федерации  демонстрировали серьезную изменчивость:

  • по счету текущих операций практически все годы наблюдалось положительное сальдо (в основном за счет сальдо торгового баланса), однако имелись его существенные колебания; 
  • сальдо по счету капитальных операций также демонстрировало значительные изменения, от незначительного положительного показателя к отрицательному. 
Ответом государства на данные процессы стало ужесточение валютного законодательства, направленное на борьбу с оттоком капитала и защиту национальной валюты. 

 
Существующее валютное регулирование в России можно охарактеризовать как довольно либеральное (с 2007 года): практически любые валютные операции разрешены, по крайней мере, международные, единственное условие купли-продажи иностранной валюты – это совершение сделки через уполномоченный банк; сохранено правило репатриации валютной выручки, но обязательная продажа иностранной валюты за рубли полностью отменена; в основном используются экономические меры валютной политики. В течение определенного периода времени они давали эффект, но вновь наблюдается обесценение национальной валюты и состояние платежного баланса, при котором положительное сальдо текущих операций лишь незначительно, но все же превосходит отрицательное сальдо по счету капитальных операций ; на фоне происходящих в конце февраля-начале марта 2014 г. политических событий все увеличивается отток капитала .
После распада СССР все республики были вынуждены определять свой подход к валютному регулированию: некоторые выбрали подход интеграции с Европейским Союзом, отказываясь от валютного регулирования, что делает довольно сложным их сравнение с Российской Федерацией и анализ опыта с точки зрения перспектив использования похожих мер.
Но подавляющая часть республик с постсоветского пространства выбрала самостоятельный путь, существование с собственной валютой, а также самостоятельное определение мер валютной политики. Им пришлось столкнуться с аналогичными проблемами нестабильности платежного баланса и необходимостью поддержки национальной валюты.
Актуальным для исследования представляется выбранный бывшими советскими республиками подход к регулированию в валютной сфере, сравнение его с отечественным и определение, является ли отечественный путь уникальным или нет, а также выявление перспективных тенденций в законодательстве стран-соседей.
С точки зрения имеющихся на данный момент на территории бывших советских республик видов валютного регулирования можно выделить два основных подхода: жесткое валютное регулирование с приоритетом юридических мер валютной политики и разрешительным принципом совершения валютных операций и относительно либеральное валютное регулирование, основанное на дозволительном принципе, с предпочтительным использованием экономических мер и мониторингом валютных операций. 

 
В качестве примеров для исследования выбраны Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина. Данные страны примечательны тем, что Белоруссия и Казахстан являются участниками Единого экономического пространства и Таможенного Союза, Таджикистан планирует вступление в указанные объединения и является членом Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Украина имеет статус наблюдателя при ЕврАзЭС, в настоящий момент она испытывает существенные экономические проблемы. Все перечисленные республики имеют устойчивую экономическую и политическую связь с Российской Федерацией. 

 
В рамках первой части проанализировано валютное регулирование, применяемое в Республиках Казахстан и Таджикистан, которое можно охарактеризовать как либеральное, относительно мягкое валютное регулирование, схожее с имеющимся в РФ.
Во второй части будет проведено исследование валютного законодательства Республик Беларусь и Украины как примеров стран, применяющих жесткое валютное регулирование и отдающих приоритет административным мерам регулирования, нежели экономическим. Однако внутри этой группы можно разделить страны в зависимости от успешности мер валютной политики. 

Республика Казахстан

Нормативная база
Нормативная база валютного регулирования Республики Казахстан во многом сходна с законодательной базой РФ. Как и в РФ, основы валютного регулирования заложены в Законе «О Национальном банке Республики Казахстан», а также Законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Детализация положений Закона осуществляется в Постановлениях Правления Национального банка.
Основными нормативными актами в Республике Казахстан, посвященными вопросам валютного регулирования, являются:
- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 № 57-III;
- Правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 28.04.2012 № 154;
- Правила осуществления экспортно-импортного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 24.02.2012 № 42;
- Инструкция по осуществлению мониторинга источников спроса и предложения, а также направлений использования иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 27.07.2012 № 221.
Основным принципом валютного законодательства в Казахстане является максимально либеральное регулирование текущих операций, установление исчерпывающего перечня ограничений для капитальных операций. К валютному регулированию в Казахстане можно смело применить принцип «разрешено все, что не запрещено», так как валютные операции, в отношении которых Законом не установлен порядок их осуществления, проводятся без ограничений .
Казахский законодатель в ст. 32 Закона допустил введение специальных валютных режимов в случае угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и стабильности ее финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.
Основы валютного регулирования
Валютное регулирование призвано служить экономическому росту и обеспечению экономической безопасности; о защите национальной валюты Закон не говорит.
Активную роль как в рамках экономических, так и юридических мер валютной политики играет Национальный банк , который ежедневно устанавливает курс национальной валюты, осуществляет валютные интервенции.
Согласно ст. 5 Закона основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный банк. Правительство и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.
Закон к валютным ценностям помимо платежных средств, номинированных в иностранной валюте, также относит национальную валюту и платежные документы, номинированные в национальной валюте, используемые в операциях между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами, а также аффинированное золото в слитках .
По кругу субъектов валютных операций можно выделить следующие режимы их осуществления: 

  • операции между резидентами запрещены за незначительными исключениями, предусмотренными ст. 13 (например, разрешены операции с валютными ценностями, относимые к банковским операциям и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации; операции по покупке и продаже аффинированного золота в слитках и т.д.); 
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами, по общему правилу, осуществляются без ограничений. Однако Национальный банк вправе вводить режим уведомления для отдельных операций; 
  • валютные операции между нерезидентами осуществляются без ограничений . 

Валютные ограничения

Среди универсальных валютных ограничений, то есть затрагивающих так или иначе все валютные операции, можно выделить обязанность субъектов осуществлять валютные операции через уполномоченные банки; продажа и покупка валюты осуществляется через уполномоченные банки или уполномоченные организации.
Текущие операции законодателем не ограничиваются. Валютно-обменные операции проводятся без ограничения цели и без представления валютного договора. Документы о цели приобретения валюты предоставляются в уполномоченный банк юридическими лицами. Но нельзя безоговорочно отнести указанную меру только лишь к валютному ограничению, так как указанная в заявке юридическим лицом цель приобретения иностранной валюты не ограничивает его в использовании приобретенной иностранной валюты на иные цели.
Более жесткому регулированию подвергаются капитальные операции. В отношении ряда капитальных операций законодателем установлено требование по их предварительной регистрации, то есть регистрация в Национальном банке валютного договора и последующее представление резидентом сведений по зарегистрированному валютному договору.
Регистрации подлежат капитальные операции, указанные в Законе и в отношении которых соблюдается следующее условие: если сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан или возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает пятьсот тысяч долларов США или сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан или возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает сто тысяч долларов США в эквиваленте.
Так, регистрации подлежат: 

  • платежи между резидентами и нерезидентами по коммерческим кредитам, связанным с экспортом (импортом) товаров, на срок более 180 дней; 
  • коммерческие кредиты, связанные с экспортом (импортом) товаров и предоставленные на срок не более 180 дней, в случае, если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней; 
  • прямые инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан и резидентов за границу; 
  • финансовые займы резидентов нерезидентам и нерезидентов резидентам на срок более 180 дней; 
  • финансовые займы, предоставленные на срок не более 180 дней, в случае если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней. 
В отношении ряда капитальных операций закон устанавливает требование уведомления о них Национального банка. Уведомление осуществляется путем предоставления информации по валютному договору резидентами или уполномоченными банками, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими валютные операции по поручению клиентов, и последующее предоставление информации о проведенных операциях и об изменениях валютного договора. Режим уведомления не совсем верным было бы относить к валютному ограничению, так как уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг при отсутствии свидетельства об уведомлении все равно проводят валютные операции клиентов, уведомляя Национальный банк.
Режим уведомления установлен для операций, указанных в Законе и в отношении которых соблюдается установленное для регистрируемых операций условие по суммам, а в отношении расчетов, связанных с экспортом (импортом) работ, услуг, если сумма превышает сто тысяч долларов США в эквиваленте.
Режим уведомления, в частности, должен соблюдаться в отношении: 

  • платежей между резидентами и нерезидентами при осуществлении расчетов по экспорту (импорту) работ и услуг; 
  • платежей резидентов в пользу нерезидентов, платежей нерезидентов в пользу резидентов, связанных с приобретением права собственности на недвижимость; 
  • собственных операций банков, связанных с прямыми инвестициями за границу и прямыми инвестициями нерезидентов в Республику Казахстан; 
  • приобретения резидентами ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, паев инвестиционных фондов-нерезидентов, выпущенных в соответствии с законодательством других государств и на их территории; 
  • операций с производными финансовыми инструментами между резидентами и нерезидентами. 
Определенной мерой валютного ограничения является обязательное присвоение контракту учетного номера в обслуживающем банке, без присвоения которого в проведении платежа по операции будет отказано.
В целях недопущения превращения текущих операций в капитальные Закон устанавливает требование по обязательной репатриации национальной и иностранной валюты на счета в уполномоченных банках в срок, указанный в валютном договоре (срок должен быть указан в договоре). Уполномоченные банки, проводящие валютные операции резидентов, вправе потребовать от резидента четкого определения или уточнения срока репатриации .
Либеральным является регулирование ввоза и вывоза национальной валюты и валютных ценностей. Обязательному декларированию подлежат суммы свыше 10 тыс. долларов, а также документарные ценные бумаги на предъявителя, векселя, чеки (за исключением случаев ввоза / вывоза на / с территории Таможенного Союза).
Резиденты и нерезиденты открывают счета в уполномоченных банках без ограничений. Юридические лица-резиденты, за исключением банков и Национального оператора почты, обязаны уведомить Национальный банк об открытии банковских счетов в иностранных банках.
В отношении валютных операций внутри страны, как уже отмечено выше, установлено общее правило о запрете валютных операций между резидентами и требование по приобретению валюты только у уполномоченных на это лиц.
Валютный контроль
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства при проведении валютных операций. К задачам относятся определение соответствия проводимых валютных операций законодательству; проверка обоснованности платежей по валютным операциям и наличия необходимых для их осуществления документов; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Органами валютного контроля являются Национальный банк и иные государственные органы, агентами - уполномоченные банки и уполномоченные организации.
Для агентов валютного контроля установлены определенные обязанности, без выделения специальных обязанностей для банков.
Агенты валютного контроля обязаны: 
  • осуществлять контроль за соблюдением требований валютного законодательства при проведении ими операций; 
  • обеспечивать полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям; 
  • сообщать о ставших им известными фактах нарушений валютного законодательства в Национальный банк, другие органы валютного контроля и правоохранительные органы; 
  • предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием. 
Уполномоченный банк осуществляет платежи и переводы денег резидентов и нерезидентов только при условии представления последними документов, требуемых в соответствии с Законом, среди которых необходимо отметить валютный договор (с отметкой о присвоении учетного номера контракта), а также документы, подтверждающие исполнение либо на основании которых необходимо исполнение обязательств по сделкам на экспорт (импорт).
В случае непредставления документов уполномоченный банк отказывает в осуществлении валютной операции.
Уполномоченный банк ежемесячно представляет в Национальный банк отчет о платежах и переводах денег по валютным операциям, в том числе, в отношении тех, на которые физическим и юридическим лицам (за исключением банков) были выданы регистрационные свидетельства или свидетельства об уведомлении.
В качестве скорее меры контроля нежели валютного ограничения законодатель рассматривает институт учетной регистрации контракта, предназначенный для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, присваиваемый уполномоченным банком валютному договору, предусматривающему экспорт (импорт), введенный вместо паспорта сделки .
Под учетной регистрацией контракта понимается присвоение контракту учетного номера, а также ведение учета и предоставление отчетности по исполнению обязательств в рамках контракта. Банком учетной регистрации контракта признается уполномоченный банк или его филиал, территориальный филиал Национального банка, осуществляющий учетную регистрацию контракта в целях контроля исполнения требования репатриации в рамках контракта.
Учетный номер контракта присваивается отдельно каждому контракту, по которому стоимость поставляемых товаров на дату его заключения превышает пятьдесят тысяч долларов США.
Присвоение учетного номера контракту не требуется в установленных законом случаях, например, при перемещении уполномоченными банками наличных денег через границу; при вывозе уполномоченными банками драгоценных металлов для размещения на своих металлических счетах в иностранных банках; для контрактов, заключенных с нерезидентами и не предусматривающих перемещение товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта.
Уполномоченные банки, а также филиалы Национального банка осуществляют контроль исполнения требования репатриации по контрактам на сумму свыше пятидесяти тысяч долларов США. Срок репатриации указывается по контрактам, требующим получения учетного номера контракта, в заявлении на получение учетного номера контракта. Для контрактов, не требующих получения учетного номера, в случае отсутствия заявления экспортера или импортера с указанием срока репатриации, этот срок принимается равным 180 календарным дням.
Платежи или переводы денег по контракту, подлежащему учетной регистрации, осуществляются банком учетной регистрации контракта. При проведении платежа уполномоченный банк проверяет наличие в платежном документе реквизитов контракта и наличие учетного номера контракта для контрактов, подлежащих учетной регистрации. Если в платежном документе экспортера или импортера неверно указаны или отсутствуют реквизиты контракта или учетного номера контракта, то уполномоченный банк отказывает в проведении платежа.
Банк учетной регистрации контракта снимает контракт с учетной регистрации по завершении процедур контроля исполнения требования репатриации по контракту либо по наступлении иных установленных законодательством юридических фактов, например, наличие остатка задолженности нерезидента либо резидента, не превышающего пятьдесят тысяч долларов США.
Уполномоченный банк не позднее трех рабочих дней со дня присвоения учетного номера контракту или снятия контракта с учетной регистрации направляет в Национальный банк информацию по контрактам с учетным номером контракта; информацию об исполнении обязательств по контрактам в разрезе учетных номеров контрактов.
Национальный банк ежедневно направляет в уполномоченный орган в сфере таможенного дела полученную от уполномоченных банков информацию по контрактам, а уполномоченный орган в сфере таможенного дела ежедневно рассылает таможенным органам полученную от Национального банка информацию для проверки соответствия учетного номера контракта номеру, указанному в декларации на товары.
Уполномоченный орган в сфере таможенного дела ежемесячно направляет в Национальный банк информацию о движении товаров по контрактам, а Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после получения информации о движении товаров по контрактам рассылает данную информацию банкам учетной регистрации контракта.
При неисполнении нерезидентом обязательств по контракту перед экспортером или импортером в сроки репатриации на сумму, превышающую по состоянию на последний день отчетного месяца пятьдесят тысяч долларов США в эквиваленте, уполномоченный банк в срок до последнего числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Национальный банк лицевую карточку банковского контроля.
Если уполномоченным банком, в том числе при снятии контракта с учетной регистрации, выявлены значительные расхождения в имеющейся информации по движению товаров по контракту с информацией, предоставленной таможенным органом, уполномоченный банк и таможенный орган проводят сверку движения товаров по контракту.
В целях контроля достоверности сведений Национальный банк может затребовать предоставления резидентами ряда документов, в том числе копии документов, подтверждающих обоснованность проведения платежа, поставки товара; справку уполномоченного банка о проведенных платежах или переводах денег; выписку иностранного банка о проведенных платежах.
Отдельно в Законе выделено и проведение валютного мониторинга (ст. 11), служащего для достижения цели валютного контроля, который осуществляется Национальным банком в целях оценки устойчивости платежного баланса . Объектами валютного мониторинга являются филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующие на территории страны более одного года.
Также проводится мониторинг источников спроса, предложения и направлений использования иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, целью которого является идентификация и оценка источников поступления (расходования), целей покупки (продажи) иностранной валюты посредством сбора информации (отчетности) об операциях банков на внутреннем валютном рынке и движении денег по банковским счетам клиентов и переводам без открытия банковского счета в иностранной валюте. Отчетность предоставляется банками в Национальный банк на основе информации по всем банковским счетам клиентов ежемесячно .
Меры ответственности за нарушения валютного законодательства
Ответственность за нарушения валютного законодательства устанавливается КоАП Республики Казахстан и Уголовным кодексом.
Административная ответственность установлена за отказ в приеме национальной валюты; проведение платежей и переводов денег по валютным операциям без представления требуемых документов; нарушение порядка представления отчетности агентами валютного контроля; нарушение порядка представления уполномоченными банками отчетности для целей осуществления мониторинга источников спроса и предложения; нарушение срока подачи документов для получения свидетельства об уведомлении о валютных операциях или регистрационного свидетельства на валютные операции; невыполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты (если сумма незачисленной валюты превышает пятьдесят тысяч долларов в эквиваленте), а также за проведение обменных операций с иностранной валютой не через уполномоченные банки или уполномоченные организаций и за проведение запрещенных валютных операций между резидентами.
Уголовная ответственность наступает за невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте в крупном размере руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (если сумма невозвращенной валюты превышает пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей (расчетный показатель с 1 января 2014 года составляет 1 852 тенге).
Эффективность мер валютной политики
Эффективность применения тех или иных экономических и юридических мер валютной политики проявляется в состоянии национальной валюты, платежного баланса и золотовалютных резервов.
Платежный баланс Казахстана отличается значительной изменчивостью за короткие временные промежутки . Сальдо по текущим операциям полностью зависит от состояния торгового баланса, в чем имеется сходство с Россией. В 2007 году сальдо по текущим операциям составляло минус 8 млрд. долларов США, а в 2008 году – уже плюс 6 млрд. долларов США. Последние годы наблюдаются незначительно положительное или отрицательное сальдо баланса по текущим операциям (плюс 1,5 млрд. долларов США в 2012 году; минус 200 млн. долларов за три квартала 2013 года).
Сальдо счета по капитальным операциям до 2010 было устойчиво отрицательным (вплоть до минус 16 млрд. долларов США в 2006 году), однако после 2010 и по 2013 наметилось незначительное, но все же положительное сальдо по счету капитальных операций, что для России пока нехарактерно.
Первый установленный курс тенге к доллару США составлял 4,7 тенге за доллар США (1993 год), однако к 1994 году – уже 54 тенге, к 1999 году – 138 тенге (очередной резкий скачок). На протяжении последних лет курс валюты оставался на уровне около 150 тенге за доллар США, однако в середине феврале 2014 года произошла существенная девальвация в связи с отказом Национального банка поддерживать национальную валюту. Курс упал до 184 тенге за доллар США . Обесценение тенге произошло и по сравнению с другими национальными валютами, например, с китайским юанем (начало февраля – 25 тенге за юань, конец февраля – 30 тенге за юань) и таджикским сомони (начало февраля – 32 тенге за сомони, конец февраля – 38 тенге за сомони) .
В тоже время, золотовалютные резервы Казахстана показывают устойчивый рост: так, чуть более, чем за год их величина увеличилась с 87 до 95 млрд. долларов США .

Республика Таджикистан

Нормативная база
Валютное законодательство Республики Таджикистан примечательно тем, что в стране совсем недавно был принят новый валютный закон, существенно либерализовавший валютный режим в стране. Наряду с Законом действует ряд Инструкций Национального банка.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы валютного регулирования и валютного контроля, является Закон Республики Таджикистан от 13.06.2013 № 964 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Таджикистан использует единственный, устанавливаемый Национальным банком  под воздействием спроса и предложения, официальный курс валюты – сомони. Национальный банк в своей деятельности активно пользуется инструментами денежно-кредитной политики, предусмотренными ст. 15 Закона «О Национальном банке Республики Таджикистан» от 28.06.2011 № 722 и разделяемыми на экономические и административные. Среди экономических инструментов выделены валютные интервенции и иные операции на открытом рынке, кредитование участников рынка, установление ориентиров роста денежной массы; к административным отнесены валютное регулирование, прямые количественные ограничения.
Основным принципом валютного регулирования в Таджикистане является свободный характер совершения подавляющего числа валютных операций, а также снятие ограничений на капитальные операции. Ограничения могут устанавливаться только Законом. В Законе провозглашены фундаментальные принципы верховенства закона, минимального использования административных мер и недопущения необоснованного вмешательства в осуществление валютных операций .
Основы валютного регулирования
Под валютным регулированием понимается совокупность правотворческих и организационных мер государственных органов, устанавливающих нормативные правовые основы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.
Согласно Закону к валютным ценностям помимо иностранной валюты и внешних ценных бумаг относятся национальная валюта, внутренние ценные бумаги и платежные документы при их участии в расчетах с присутствием хотя бы одного нерезидента.
Валютные операции так же, как и в отечественном законодательстве, определяются перечнем действий и сделок.
Валютные ограничения
В отношении валютных операций внутри страны можно отметить следующий режим их осуществления: валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 7), а операции между резидентами по общему правилу запрещены. К перечню допустимых «резидентских валютных операций» относятся операции с участием уполномоченных банков или уполномоченных лиц, а также ряд операций физических лиц, в том числе, по покупке и продаже иностранной валюты от уполномоченного банка или уполномоченного лица (ст. 8).
Все валютные операции должны проводиться через уполномоченные банки или специально «уполномоченных лиц» (физические и юридические лица, действующие на основании разрешения и не являющиеся при этом уполномоченными банками).
Ввоз и вывоз валютных ценностей и национальной валюты ограничивается лишь требованиями таможенного законодательства.
Схожесть с отечественным валютным правопорядком добавляет и ст. 13 Закона, согласно которой резиденты обязаны в сроки, предусмотренные договором, предпринять необходимые меры для поступления на свои счета в уполномоченных банках национальной или иностранной валюты, переведенной нерезидентом резиденту с целью оплаты за экспорт товаров (работ и услуг) или переведенной нерезиденту с целью предоплаты за импорт товаров (в случае частичного или полного неисполнения обязательств со стороны нерезидента).
Закон устанавливает и перечень исключений, когда репатриация не требуется, например, в случае зачисления национальной или иностранной валюты на свои счета в иностранных банках или счета третьих лиц по выполнению обязательств по валютным договорам; для обеспечения деятельности своих структурных единиц за рубежом или в случае прекращения обязательств нерезидента при зачете взаимных требований.
Уполномоченные банки, осуществляющие валютные операции резидентов, в обязательном порядке должны требовать от них указания или уточнения сроков зачисления иностранной валюты на их банковские счета.
Иных ограничений операций внутри страны не установлено, ограничений по текущим операциям не имеется.
Капитальные операции с введением Закона также осуществляются без ограничений. К капитальным операциям законодатель относит: 1) прямые инвестиции резидентов в зарубежные страны; 2) покупку ценных бумаг, акций инвестиционных фондов; 3) участие в создании уставного капитала и другие операции с производными ценными бумагами; 4) получение или предоставление коммерческих кредитов, срок погашения которых превышает один год; 5) открытие резидентами банковских счетов в иностранных банках; 6) другие операции, признанные валютными операциями, связанными с движением капитала, согласно международным нормам.
Причина выделения капитальных операций в отдельную группу заключается в том, что проведение капитальных операций осуществляется при условии уведомления Национального банка. Резиденты, в том числе уполномоченные банки уведомляют Национальный банк о начале капитальных операций в срок не позднее пяти рабочих дней с даты начала исполнения обязательств, а при открытии счёта в иностранном банке - в срок не позднее десяти рабочих дней (ст. 15).
Необходимо отметить, что ранее согласно Инструкции Национального банка Таджикистана от 30.06.2011 № 139 капитальные операции на сумму свыше 50 млн. сомони и сроком исполнения более 12 месяцев осуществлялись в режиме регистрации; кредитные организации проверяли наличие необходимых регистраций, уведомлений или иных обосновывающих документов, а также должны были доводить до сведения резидентов требования указанной Инструкции и обеспечить их выполнение в процессе банковского обслуживания.
Теперь говорить о каких-либо ограничениях в отношении капитальных операций не приходится, режим уведомления является скорее мерой валютного контроля.
Расчеты по валютным операциям резиденты осуществляют посредством банковских счетов, которые они вправе открывать без ограничений. Порядок открытия банковских валютных счетов устанавливается Постановлением Правления Национального банка Таджикистана от 10.02.2006 № 46 «Об утверждении Инструкции № 146 «О порядке открытия и ведения банками валютных счетов юридических и физических лиц».
Нерезиденты могут без ограничений переводить иностранную или национальную валюту со своих счетов в иностранных банках на свои счета в уполномоченных банках, со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в иностранных банках, а также осуществлять переводы между собой посредством счетов, открытых в уполномоченных банках (ст. 12).
Валютный контроль
Под валютным контролем Закон понимает совокупность нормативных, административных и организационных мер, осуществляемых государственными органами, с целью соблюдения порядка осуществления валютных операций и проверки этих операций.
Органом валютного контроля является Национальный банк, агентами - уполномоченные банки и уполномоченные лица, которые отчитываются перед Национальным банком .
Методами валютного контроля признаются проверка и наблюдение.
Уполномоченные банки требуют от резидентов и нерезидентов указания целей и назначения платежа и перевода денег, связанных с валютными операциями, осуществляемыми через них. Резиденты и нерезиденты обязаны выполнить указанные требования, а также представить документы, подтверждающие цели и назначение платежа.
Закон устанавливает перечень документов, которые агенты могут потребовать в целях валютного контроля, а также их обязанности, например, сообщать в Национальный банк или орган по борьбе с легализацией преступных доходов о случаях нарушения их клиентами требований нормативных правовых актов, в частности, о подозрительных сделках при проведении ими валютных операций.
Уполномоченным банкам запрещено проводить операции при непредставлении запрошенных документов или предоставлении неправильных и недостоверных документов.
Меры ответственности за нарушения валютного законодательства
Законодательство в случае нарушения требований валютного законодательства предусматривает административную или уголовную ответственность. КоАП Республики Таджикистан устанавливает ответственность за отказ в приеме национальной валюты; за недекларирование иностранной валюты или валюты Республики Таджикистан, подлежащих обязательному декларированию; за неисполнение требований по репатриации.
Уголовный кодекс предусматривает ответственность физических лиц за незаконные сделки с иностранной валютой путём её купли, продажи, обмена или использования ее в качестве иных средств платежа, если они совершены в течение года после наложения административного взыскания, а также за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте.
Эффективность мер валютной политики
В последние годы в платежном балансе наблюдается устойчивое отрицательное сальдо по текущим операциям (минус 900 млн. долларов США в 2010 и 2011 гг.) с очень значительным отрицательным сальдо по торговому балансу (до 3 млрд. долларов США) и незначительный профицит по счету капитальных и финансовых операций (300 млн. долларов США в 2012 году).
Как отмечено выше, курс сомони определяется на основании рыночных факторов. С определенной условностью можно говорить об устойчивости сомони в последние годы (в 2014 году за один доллар США дают 4,8 сомони; в 2011 году – 4,4 сомони). Однако при более серьезном экскурсе в историю можно увидеть, что за 13 лет сомони обесценился в 2 раза: в 2001 году один доллар США стоил 2,2 сомони.
Стоит отметить и довольно стремительный рост золотовалютных резервов в последние годы, достигнувших уже 1,1 млрд. долларов .
Нормы валютного законодательства Казахстана и Таджикистана крайне схожи с отечественными. О Таджикистане можно говорить как о примере максимально либерального валютного законодательства, практически без валютных ограничений (как и в Российской Федерации), позволившего добиться относительной стабильности национальной валюты и устойчивого спроса на нее в последние годы; увеличения золотовалютных резервов и улучшения сальдо по счету капитальных операций.
Казахстан является примером страны, чьи экономические меры валютной политики очень схожи с мерами Банка России, а именно основной уклон сделан на поддержку национальной валюты на валютном рынке экономическими мерами. Казахстан добился существенного прогресса в области валютного законодательства: установление таможенно-банковского валютного контроля, отмена паспортизации сделок; нормативное закрепление ряда способов достижения целей, стоящих перед валютным регулированием и валютным контролем. В тоже время, сохраняется ряд жестких мер в отношении капитальных операций.
Использование данных мер (мягкое валютное регулирование, предпочтение отдается мерам контроля), по нашему мнению, более перспективно, нежели жесткие меры, однако также не может гарантировать устойчивость национальной валюты. Либеральное валютное законодательство хорошо в тех случаях, когда для него уже созданы соответствующие экономические предпосылки.

Источник

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

07.12.2021
Валентина Орлова вошла в состав арбитров коллегии Арбитражного центра при РСПП п...
06.12.2021
Девять практик «Пепеляев Групп» усилили свои позиции в рейтинге Право.ru-300
29.11.2021
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
25.11.2021
Константин Шарловский принял участие в круглом столе Ассоциации Российских Фарма...
17.11.2021
Наталья Присекина назначена руководителем МКАС при ТПП РФ во Владивостоке
18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters