Произошедшие с 2022 г. изменения в российском валютном регулировании должны были снизить барьеры для бизнеса в условиях санкций. Но число дел, связанных с валютными операциями, парадоксально увеличилось. Старший партнер «Пепеляев Групп» Иван Хаменушко и ведущий юрист Любовь Ромащенко разбираются в причинах этой ситуации.
Начиная с 2022 г. в валютном регулировании в России произошли существенные перемены. Если рассматривать его с учетом тех контрсанкционных указов Президента РФ, которые по предмету и цели правового регулирования (защита национальной валюты) составляют органическую часть этого регулирования, то видны следующие изменения:
- в отличие от периода 2007–2022 гг. восстановлены ограничения на движение капитала, но сделано это точечно, преимущественно для операций с нерезидентами из «недружественных» государств;
-
репатриация валютной выручки экспортеров (а равно репатриация для импортеров) приостановлена (Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529), осталась замещающая обязанность. При этом точечно сохранена репатриация для отдельных организаций-резидентов.
Сложившаяся в итоге конфигурация валютных ограничений создала правовой инструмент, позволяющий государству эффективно защищать национальную валюту от последствий внешнеполитического давления – санкций «недружественных» государств. Прежняя конфигурация, оставлявшая полностью открытым канал оттока капитала и сосредоточенная при этом на борьбе за формальное выполнение правил репатриации, была скорее административным барьером для бизнеса, нежели эффективным инструментом достижения цели и задач валютного регулирования.
На фоне благостной картины возникает, однако, вопрос.
Федеральная налоговая служба как орган валютного контроля регулярно сообщает о росте штрафов за валютные правонарушения.
Неужели так много несознательных резидентов пытаются нарушить требования контрсанкционных указов? Нет, это технически невозможно: (1) большинство прямых нарушений такого рода не допустили бы уполномоченные банки, отказав в проведении платежа; (2) даже если нарушение совершено, то, строго говоря, нормы об административной ответственности за нарушения валютного законодательства неприменимы к нарушениям контрсанкционных указов. Хотя валютное законодательство и применяется с учетом указов, формально они не входят в его состав.
Исходя из анализа практики, разгадка в том, что большая часть нарушений – это административные правонарушения против порядка валютного контроля: неуведомление о зарубежных счетах, несвоевременные сдача отчетности, представление документов и информации в уполномоченный банк. Еще одна большая группа нарушений – использование рубля в расчетах за товары, работы и услуги на территории России. Это скорее недоразумения, чем нарушения, ведь рубль – законное средство платежа в России. Тем не менее в расчетах между резидентом и нерезидентом по общему правилу валютного законодательства использование наличных рублей запрещено, расчеты – только через уполномоченный банк.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»