Загрузка...
28.02.2022
5 мин. на чтение

В 2021 г. аптеки захлестнул «ранитидиновый шторм»

Аптекам нужно сконцентрировать свое внимание на разработке локальных процедур по работе с такими назначениями, в т.ч. описывающих правила безопасной работы с персональными данными в них. Не стоит забывать и о потенциальной легализации онлайн-торговли Rx-препаратами.

Руководствуясь наработками передовых регионов (Москва, Подмосковье, Белгородская обл.), важно начинать тестировать возможности своих систем для подключения к электронным рецептам.

Аптекам, работающим с наркотическими препаратами, необходимо подготовиться к переходу с 1 марта на новую вертикальную форму журнала учета операций с ними. В постановлении Правительства №2117 утверждаются новые требования к оформлению ежемесячной инвентаризации и устанавливаются новые сроки подачи годовых отчетов. Эти изменения нужно отразить в локальных актах по обороту наркотиков, а также обеспечить подразделения новыми журналами.

В 2021 году система государственного контроля претерпела кардинальные изменения. Закрепленные в федеральном законе №248-ФЗ о госконтроле положения стали логичным продолжением государственной политики по снижению административной нагрузки на контролируемых лиц.

Надзорные органы переориентировались на профилактику нарушений. Этому способствовало появление у надзорных органов полномочий по проведению профилактических мероприятий, снижение общего времени проводимых контрольных мероприятий, информирование аптек о типичных нарушениях при осуществлении ими деятельности.

Высокую эффективность показало применение Росздравнадзором проверочных листов не только при подготовке и проведении проверок – но и в повседневной деятельности аптек при организации самоинспекций.

Такой же положительный эффект стоит ожидать и от новых форм проверочных листов, принятие которых ожидается к 1 марта. В конце прошлого года служба представила на общественное обсуждение проверочные листы по обращению медицинских изделий, а в середине февраля были переработаны чек-листы для проверок по обороту лекарств. В последних Росздравнадзор пошел по пути сокращения общего количества проверочных листов, объединив в одном документе все направления фармацевтической деятельности: хранение лекарственных средств, их перевозка, отпуск/реализация, уничтожение. Также в отдельные чек-листы были вынесены проверка наценок на ЖНВЛП, лицензионные требования и вопросы по проведению доклинических и клинических исследований.

При таком подходе у предприятий могут возникать дополнительные сложности по использованию чек-листов – ведь нужно «отфильтровать» только применимые к работе нормы. Например, аптеку может ввести в заблуждение правило о необходимости хранения брокерских записей, поскольку это требование надлежащей дистрибьюторской практики - и применяется оно только к фармскладам.

Вопросы вызывает приложение о контроле над ценами. Сам лист предполагает проведение проверок у поставщиков лекарств, аптек и больниц. При этом контрольный вопрос относится к деятельности производителей – в части соблюдения ими правил государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛП.
В чек-листах есть и отсылки к недействующим нормативным актам. Так, в проверочном листе по лицензионным требованиям указан приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №735н о порядке отпуска лекарств больницами и их обособленными подразделениями. Но с 1 марта вместо него будет действовать приказ МЗ №1093н о правилах отпуска препаратов.

Другой пример – приказ МЗ №378н о порядке ведения журналов ПКУ, правовой статус которого в настоящее время не определен. Документ не был включен в так называемый «белый список» нормативных актов (постановление Правительства №2467), на которые не действует «регуляторная гильотина», и формально не является обязательным к применению и оценке при контроле (ч. 3 ст. 15 ФЗ-247).

Роспотребнадзор в конце прошлого года впервые подготовил проект чек-листов по проверкам санитарно-эпидемиологических требований. В нем отражены требования обновленных СанПинов по санитарному состоянию аптек, иммунопрофилактике, работе с отходами и иммунобиологическими препаратами. Эффективность документа можно будет оценить после его начала применения.

В отношении оценочных листов для лицензионного контроля стоит упомянуть, что полномочия Росздравнадзора по лицензированию распространяются только на федеральные аптеки и фармсклады. Предложенные чек-листы будут применяться только на предлицензионных проверках этих организаций.

Лицензирование частных и государственных аптек осуществляется региональными органами здравоохранения. Они должны самостоятельно утвердить аналогичные листы для своего региона.

Изменения в регулировании государственного контроля, произошедшие в прошлом году, с одной стороны снизили административную нагрузку на аптеки (в части проверок Росздравнадзора). Большинство аптек попало в категорию низкого риска, в их отношении плановые проверки не проводятся. Другая часть аптечных организаций была распределена в категории среднего и умеренного риска, для которых межпроверочные интервалы составляют 5 и 6 лет соответственно.

С другой стороны, в отношении проверок Роспотребнадзора административная нагрузка может быть увеличена. В соответствии с правилами определения категорий риска при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора аптеки в основном получили высокорисковую оценку деятельности. Для таких организаций плановые проверки проводятся каждые два года.

Поэтому аптекам, в первую очередь, нужно уточнить свою категорию риска в территориальных управлениях Роспотребнадзора, чтобы правильно спланировать деятельность – и своевременно подготовиться к проверке со стороны службы.

К сожалению, в реальной практике по-прежнему встречаются и коллизии, и «двойные прочтения» тех или иных норм. Так, в 2021-м аптеки столкнулись с так называемым «ранитидиновым штормом». Их захлестнули проверки по минимальному ассортименту, в большинстве которых основным нарушением было отсутствие таблеток ранитидина. При этом последние несколько лет препарат регулярно попадал в список недоброкачественных из-за наличия токсичных примесей – нитрозаминов. В 2020-м производители вывели на рынок несколько серий, а в начале 2021 года все остатки отозвал Росздравнадзор.

Отстоять свою позицию об отсутствии вины в споре с проверяющими смогли немногие. В основном это были сетевые аптеки с командой юристов в штате.

В конце года фармация надеялась на пересмотр перечня минимального ассортимента. Минздрав даже приостановил регистрацию всех препаратов и рекомендовал пересмотр, но… не случилось.

Во избежание повторения ситуации аптекам необходимо тщательно отстаивать свою позицию. К сожалению, презумпция невиновности, предусмотренная ст. 1.5 КоАП, на практике дает сбой. Аптекам можно рекомендовать использовать все имеющиеся в открытом доступе распоряжения Минздрава о приостановлении регистрации препарата и решения Росздравнадзора об отзыве серий из-за серьезной угрозы к их безопасности. Другая рекомендация – не пренебрегать помощью профессионалов, которые помогут выстроить убедительную правовую позицию.

Следующим примером «двойных стандартов» можно назвать применение приказа МЗ №378н о порядке учета ПКУ и ведения соответствующих журналов. Как отмечалось выше, нормативный акт не получил «иммунитет» от «регуляторной гильотины», но продолжает применяться при проведении проверок.

Еще ряд неурегулированных вопросов встанет перед аптеками с 1 марта 2022-го. В новых правилах отпуска отсутствует прямое указание на возможность частичного отпуска лекарственных препаратов – так называемое «деление» упаковок. Вопрос о его возможности остается открытым.

По требованиям гражданского законодательства (ч. 2 ст. 456 ГК РФ) при продаже вместе с товаром передаются и все сопутствующие документы, в том числе инструкции по применению и упаковки. Именно такая комплектность характерна для готовой лекарственной формы любого препарата. Отсутствие специальной нормы, которая разрешила бы заменять эти документы аналогами, изготовленными в аптеке, ограничивает деление упаковок.

Источник: «Московские аптеки»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

10.10.2025

Ограничение патентных прав при аптечном изготовлении лекарственных средств: значение и содержание критерия разовости

Статья посвящена вопросу ограничения патентных прав при аптечном изготовлении лекарственных средств и значению критерия ...

02.10.2025

«Почте России» могут дать упрощенную лицензию для продажи лекарств

Сотрудники «Почты России» получат 72-часовое допобразование по реализации лекарственных препаратов, если почтовый оператор...

18.09.2025

Утверждены новые правила надлежащей клинической практики ЕАЭС

Совет Евразийской экономической комиссии обновил Правила надлежащей клинической практики Евразийского экономическог...

16.09.2025

Мое тело – мой враг. С чем сталкиваются пациенты с одной из самых тяжелых болезней?

Аббревиатура СМА не на слуху у большинства из нас. За этими буквами прячется страшный диагноз — спинальная мышечная атрофия. О...