Загрузка...
02.07.2015
3 мин. на чтение

Неосновательное обогащение

При переводе клиентом денежных средств случилось следующее: на счет получателя были зачислены переведенные денежные средства, в то же время баланс счета клиента остался прежним – переведенные денежные средства не уменьшили остаток его средств. Что делать?

Если клиентом был осуществлен перевод денежных средств в пользу другого лица, указанный перевод средств не был оспорен им (клиентом) в установленном законодательством порядке и сроки, переведенные денежные средства были зачислены на счет получателя, а также не имелось каких-либо правовых оснований для перечисления банком денежных средств на счет клиента, то в том случае, если средства были зачислены также и на счет клиента (лица, осуществившего перевод средств), имеет место быть неосновательное обогащение клиента за счет банка.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно полученное имущество и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Поскольку в рассматриваемой ситуации средства за счет банка были получены клиентом без предусмотренных законом или сделкой оснований, то банк вправе истребовать их как неосновательно полученные.

Данная позиция подтверждается в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», согласно которому банк, за счет которого произведено ошибочное зачисление средств получателю, вправе истребовать их от последнего как неосновательно приобретенное имущество. Как указано в данном пункте, согласно установленным правилам безналичные расчеты между лицами производятся через банки, но не за счет последних. Поскольку денежные средства были зачислены на счет клиента за счет средств банка, то имеет место быть неосновательное обогащение клиента.

Также необходимо исследовать положения соответствующего договора между клиентом и банком. Нередко в условиях банковского обслуживания (иных правилах или договорах, которыми руководствуются клиент и банк) предусмотрено условие, согласно которому при ошибочном зачислении средств (в том числе, в результате технической ошибки) банк вправе осуществить исправление такой ошибки путем списания ошибочно (необоснованно) зачисленных средств со счета клиента. Если такое условие содержится в договоре (условиях или правилах обслуживания), то банк может воспользоваться данным положением и исправить допущенную неточность.

В то же время если такого условия, иных мер воздействия или мер по самозащите прав не предусмотрено в имеющейся документации, которая обязательна для клиента, то рекомендуем банку обратиться к клиенту с официальным требованием о возврате необоснованно полученного, а в случае отказа – обратиться с соответствующими требованиями о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также судебных расходов в судебном порядке.
Стоит обратить внимание, что такие действия клиента по неоднократному перечислению средств исключительно в целях получения выгоды без соответствующих правовых оснований за счет средств банка могут также быть оценены как злоупотребление им своими правами согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

О необоснованности получения клиентом денежных средств в рассматриваемой ситуации свидетельствует также ч. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в соответствии с которой перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств, что (уменьшение остатка средств плательщика) в данном случае не имело место.

Каких-либо правовых оснований в данном случае для списания средств с получателя перевода не имеется, а к клиенту могут быть применены соответствующие гражданско-правовые меры. Применение положений иных отраслей законодательства в сложившейся ситуации неправомерно.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.05.2024

Новости экологии: объекты НВОС IV категории, КЭР, городские леса, экологические штрафы и др.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время, затронув&nbs...

Смотреть

14.05.2024

В конфликт интересов добавляют ясности

У Центробанка возникли вопросы к брокерам на фоне волны IPO: некоторые из них, по мнению регулятора, допускали нарушения....

03.05.2024

Требования и перечень документов для получения средств со счетов типа «С» иностранного номинального держателя и иностранного платежного агента

16 апреля 2024 г. опубликованы Решения Совета директоров Банка России, которые устанавливают перечень сведений и документов...

12.04.2024

Причины отказов Правительственной комиссии в выплате дивидендов

Когда бизнес только столкнулся с необходимостью получения разрешения правительственной комиссии на выплату дивидендов, то...

02.04.2024

Расширение сферы деятельности дилера и форекс-дилера

23 марта 2024 г. был опубликован Федеральный закон № 50-ФЗ, которым предусмотрены изменения в деятельности дилеров и форекс-дилеров....