С 1 сентября 2015 года вступившим в силу законом 258–ФЗ введен внесудебный порядок сноса самовольных построек и ужесточена их легализация. Органы местного самоуправления получили право сносить самовольные постройки в административном порядке. Такое решение может быть принято властями городского округа или муниципального района, если самовольная постройка возведена на земельном участке, не предоставленном для этих целей, расположенном на территории общего пользования или в зоне с особыми условиями использования территорий, а также в полосе отвода инженерных сетей.
Но даже строительство на собственном участке (не говоря уж об арендованных) не гарантирует отсутствие претензий со стороны местной администрации. Ведь далеко всегда границы участков, а также полосы отвода инженерных сетей корректно внесены в кадастр.
Орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, должен направить копию решения лицу, осуществившему самовольную постройку, и установить срок для ее сноса, не превышающий 12 месяцев. При этом минимального срока для сноса самовольной постройки не предусмотрено. То есть администрация может указать на необходимость ее сноса хоть в тот же день. Не регулирует закон и последствия неисполнения такого решения самовольными застройщиками. Возможно, в таком случае власти самостоятельно организуют снос.
Если владелец самостроя не выявлен, закон предусматривает размещение в СМИ и Интернете сообщений, направленных на его поиск. И спустя 2 месяца, если владелец не объявится, сносить объект можно за счет муниципального бюджета.
Эта новелла коренным образом меняет сложившийся на практике подход, предполагавший возможность принудительного сноса только по решению суда. Так, учитывая, что возникновение права собственности на самовольную постройку прямо в законе не прописано, чиновник может самостоятельно констатировать, что на тот или иной объект прав собственности не возникло, если, по мнению этого чиновника, объект построен на "неправильном" участке.
При этом не ясно, вправе ли администрация признавать самовольными постройками объекты, право собственности на которые уже зарегистрировано в ЕГРП. Ранее регистрация права собственности не была препятствием для принятия судами решения о сносе. Возможно, данная практика будет распространена и на полномочия чиновников.
Ранее Высший арбитражный суд РФ отмечал, что принятие в административном порядке решения о сносе самовольной постройки и последующее его исполнение приведет к уничтожению объекта, а значит, восстановление исходного положения при признании такого решения незаконным будет невозможно.
Учитывая вышесказанное, новый закон явно нуждается в оценке с точки зрения его конституционности, ведь в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.