Загрузка...
09.12.2021
3 мин. на чтение

Цифровые принципы

en
ФАС России определила основные принципы добросовестного поведения участников цифровых платформ. Предполагается, что следование этим правилам снизит антимонопольные риски. На чем основан новый инструмент мягкого регулирования и как он будет применяться?

Во всем мире происходит цифровизация экономики. Это непосредственно связано со стремительным развитием интернет-платформ, которые, укрепляя свое положение на рынке, зачастую создают целые экосистемы.

В России и за рубежом идет дискуссия, насколько необходимо и целесообразно внести в законодательство нормы, регулирующие деятельность таких платформ и экосистем. Камнем преткновения становится вопрос: как сохранить стимулы к развитию цифровых рынков и в то же время защитить конкуренцию и интересы потребителей, а также интересы государства и общества?
Еще в 2019 г. ФАС России отмечала, что надо совершенствовать конкурентное право, поскольку инструменты, которые используются для регулирования материальных рынков и контроля за ними, в основном не применимы к «цифре».

Обсуждение пятого антимонопольного пакета с поправками в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и КоАП РФ пока продолжается.

В 2021 г. в нашей стране активизировалась дискуссия о возможных подходах к регулированию экосистем и интернет-платформ. Минэкономразвития России разработало и опубликовало проект Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих цифровые сервисы на базе одной экосистемы, обнародован доклад ЦБ РФ для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию».

А 22 сентября на заседании Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий были утверждены Принципы взаимодействия участников цифровых рынков (далее – Принципы). В них учтены многочисленные предложения, поступившие в ведомство от общественных организаций и юридических лиц.

Базовыми принципами взаимодействия участников онлайн-платформ являются:
  • разумная открытость платформы;
  • нейтральность отношения к разным сторонам рынка (включая конкурентов);
  • обеспечение самостоятельности пользователей платформы при взаимодействии с ней;
  • недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах ее работы;
  • обеспечение прав пользователей, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.
Эти принципы разработаны на основании дел, рассмотренных ФАС России ранее, а также исходя из зарубежной практики, с учетом анализа уже зафиксированных нарушений. Так, принцип самостоятельности сформулирован по результатам антимонопольных дел в отношении Booking и Alibaba, которые ограничивали самостоятельность своих пользователей.

Цель Принципов – обеспечить прозрачность, открытость цифровых рынков и защиту прав и интересов всех их участников, включая потребителей, поставщиков и владельцев интернет-платформ. Для каждого риска определен принцип поведения, к следованию которому надо стремиться, чтобы свести его к минимуму или вообще избежать.

Санкций за несоблюдение Принципов не предусмотрено. Предполагается, что действия, противоречащие им, могут вызвать отрицательную реакцию добросовестных компаний. Эта реакция не исключает, что регулятор рассмотрит деятельность участника на предмет соответствия Закону о защите конкуренции.

В Принципах нет дополнительных обязательств, а лишь раскрыто, каким должно быть разумное и добросовестное поведение цифровых платформ.

Отметим, что деятельность по совершенствованию механизмов регулирования не остановилась на разработке Принципов. ФАС России планирует составить перечни добросовестных и недобросовестных практик в «цифре» и определить, какие из них считаются допустимыми, а какие нет.

Антимонопольная служба и другие ведомства не прекращают искать наиболее подходящие и действенные инструменты регулирования цифровой сферы, а какими они будут – скоро увидим.

Источник: «Конкуренция и право»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Искусственный интеллект: антимонопольные и рекламные риски. Елена Соколовская

Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывает об антимонопольных и рекламных рисках, возникающих при использовании иск...

Смотреть

16.09.2024

Ozon выполнил команду ФАС

Ozon исполнил предупреждение ФАС. Маркетплейс отчитался об изменениях, внесенных в договор с продавцами. Теперь в нем отражен...

16.09.2024

Конкуренция и право. Обзор за 9–15 сентября 2024 г.

Минфин предлагает продлить на 2025 г. спецрежим госзакупок в новых субъектах РФ; Минпромторг утвердил изменения в перечень...

09.09.2024

Q&A. Ответственность за Интернет-рекламу

Блогер, сетевое издание или владелец иной Интернет-площадки разместил информацию, которая, по его мнению, не является рекламой....

09.09.2024

Конкуренция и право. Обзор за 2–8 сентября 2024 г.

В Госдуму внесен законопроект об усилении контроля за экономконцентрацией в финансовом секторе; Григорий Радионов назначен...