Загрузка...
18.05.2016
2 мин. на чтение

Огосударствление третейского разбирательства

В сентябре этого года вступает в силу закон "Об арбитраже", реформирующий систему третейского судопроизводства в России. Уведомительный порядок их создания меняется на разрешительный — третейским судам нужно будет пройти реорганизацию и получить одобрение правительства. Юристы предупреждают, что критерии отбора весьма субъективны и в целом реформа может привести к резкому сокращению числа третейских судов. 

Комментирует Елена Крестьянцева, Руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" в Санкт-Петербурге: Регулирование ряда вопросов в сфере третейского разбирательства действительно требовалось и является позитивным моментом реформы. Например, урегулирование в законе вопроса арбитрабельности споров. Ранее компетенция третейских судов приводила к горячим спорам, которые решались судейским корпусом государственных судов при рассмотрении жалоб на решения третейских судов. Например, позиция ВАС РФ по вопросу рассмотрения споров о недвижимом имуществе несколько раз менялась. Теперь закон прямо предусматривает возможность разрешения третейским судом споров о правах на недвижимое имущество и других споров, результатом разрешения которых является изменение сведений государственных реестров. Также востребованным может оказаться рассмотрение в третейских судах некоторых корпоративных споров с учетом конфиденциальности третейского разбирательства. 

Не все аспекты реформы представляются необходимыми. В ходе реформы осуществлена попытка перевести разрешение спора в третейских судах в "более юридическую" плоскость. Хотя бы один из арбитров или единоличный арбитр должен иметь высшее юридическое образование. Также новый закон оперирует такими понятиями, ранее характерными для государственных судов, как допустимость, относимость и достоверность доказательств, установление фактических обстоятельств. В теории новеллы призваны повысить предсказуемость вынесенных решений, поскольку обязывают третейские суды придерживаться представлений о судебном процессе. Вместе с тем нельзя забывать, что деятельность третейского суда основывается прежде всего на доверии к нему участников процесса, добровольно передавших ему разрешение спора. Наличие юридического образования и формализованный процесс вряд ли станут определяющими в выборе сторонами арбитра. 

Есть и более спорные моменты реформы, в частности, требования, предъявляемые к постоянно действующим арбитражным учреждениям (ПДАУ). Помимо создания при некоммерческой организации, имеющей хорошую репутацию, качество которой оценивает Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, предъявляются жесткие требования к корпусу арбитров. Список ПДАУ должен содержать не менее 30 арбитров, при этом не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень определенных специальностей и не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения споров в течение десяти лет. 

Представляется сомнительным, что какой-либо государственный суд соответствует этим требованиям. С учетом того, что каждый арбитр не может входить в списки более чем трех различных ПДАУ, становится очевидным, что возможность создания ПДАУ крайне ограничена.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Елена Крестьянцева
Руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства (СПб)
e.krestyantseva@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о строительных спорах в ВС ...

Смотреть

16.04.2025

Фейковые новости на рынке идей: критический взгляд на американскую теоретическую дискуссию

В последние годы значительно возрос интерес науки и законодателей к регулированию распространяемой в Интернете дезинформации,...

09.04.2025

Судебные заседания перейдут в онлайн-формат

Пре­зидент РФ Вла­димир Пу­тин под­пи­сал за­кон, пре­дос­тав­ляю­щий учас­тни­кам дел об ад­ми­нис­тра­тив­ных пра­вона­руше­ниях...

02.04.2025

Взыскать ущерб, связанный с санкциями: как это сделать российскому бизнесу

Из-за санкций иностранные контрагенты не исполняют обязательства по действующим договорам и отказываются от запланированных...

28.03.2025

Не всякое здание может определить юридическую судьбу земельного участка, на котором возведено

ВС напомнил, что исключительное право собственника недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый...