Загрузка...
06.06.2019
6 мин. на чтение

Взыскание платы за размещение отходов. Примеры судебных решений

В последнее время Росприроднадзор часто упрекают в низкой собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Видимо, в связи с этим, а также под угрозой передачи администрирования платы налоговым органам уполномоченный орган все чаще применяет подходы налоговых органов, придумывая новые схемы доначисления и взыскания экологических платежей. Одной из таких схем стала двухходовая комбинация, направленная на доначисление и взыскание платы за объем вскрышных пород, помещенных во внутренние отвалы на месторождении по добыче полезных ископаемых. Подробнее в статье юриста «Пепеляев Групп» Юлии Юрченко. 

  • На первом этапе Росприроднадзор проводит (с привлечением аккредитованной лаборатории) процедуру подтверждения класса опасности отхода «вскрышные породы» и устанавливает, что они относятся к IV классу опасности. Смотрите, например, постановление Арбитражного суда ДВО от 15.02.2019 по делу № А59-5495/2018;
  • Последствием этого обстоятельства является возможность взыскания с предприятия платы за размещение отходов (вскрышной породы) во внутренних отвалах за объемы, размещенные в течение, как минимум, последних трех лет, поскольку К = 0, используемый предприятиями для расчета платы за НВОС в отношении вскрышных пород, помещенных во внутренние от-валы, к отходам IV класса опасности не применяется. 

При этом доначисляться плата будет уже по ставкам, установленным постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 для отходов IV класса опасности, – 635,9 рубля за тонну в 2016 году (для V класса опасности – 1 рубль за тонну в 2016 году).

Данный подход противоречит не только сложившейся годами практике, согласно которой вскрышные породы традиционно относятся к отходам V класса опасности (согласно ФККО), но и положениям Закона № 89-ФЗ. Так, пункт 11 статьи 12 этого закона разрешает использование вскрышных и вмещающих горных пород и отходов производства черных металлов IV и V классов опасности при ликвидации горных выработок. 

При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что вскрышные и вмещающие горные породы указаны отдельно от отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, то есть Законом № 89-ФЗ вскрышные породы (далее также – вскрыша) к отходам не отнесены. Таким образом, отнесение вскрышных пород к отходам в принципе является спорным, поскольку вскрыша (природный грунт) не представляет опасности для экосистемы, являясь ее частью.

Наличие в ФККО отходов, содержащих в названии словосочетание «вскрышная порода», также не может быть подтверждением отнесения всех вскрышных пород к отходам. Включение отхода в ФККО зависит от решения лица, у которого образовался отход, и правовые последствия возникают также только для этого лица. Данное утверждение соответствует правовой позиции Росприроднадзора по делу № А59-5495/2018.

Таким образом, использование вскрышной породы для формирования внутренних отвалов месторождений полезных ископаемых не порождает обязанности предприятия рассчитывать и вносить плату за НВОС (за размещение отходов), за исключением ситуации, когда предприятие, у которого образуются данные вскрышные породы, приняло решение, что в его производстве вскрышные породы являются отходом, полезному использованию не подлежат, и подтвердило отнесение вскрышной породы к отходам IV класса опасности.

Иной подход не соответствует действующему правовому регулированию, а также принципам охраны окружающей среды и рационального природопользования. До последнего времени создание отвалов вскрыши во внутреннем пространстве карьера приравнивалось к природоохранному мероприятию в связи с направленностью на экономию природных (земельных) ресурсов, что соответствует в том числе принципу рационального землепользования, закрепленному в статье 12 ЗК РФ.

Все изложенное (кроме применения коэффициента 0, предусмотренного пунктом 6 статьи 16.3 Закона №7-ФЗ) справедливо также и в отношении платы за вскрышные породы, используемые для формирования внешних отвалов месторождений полезных ископаемых, поскольку если вскрышные породы – это не отход, а природный грунт, то и отвалы вскрышной породы не являются объектами размещения отходов.

Соответственно создание отвалов разрыхленных горных пород (то есть природного грунта) не порождает обязанность по исчислению и внесению платы за размещение отходов. Но только не в тех случаях, когда проектными решениями предусмотрено создание объекта размещения отходов «отвал вскрышной породы», а вскрыша отнесена к отходам.

Отходы для рекультивации нарушенных земель


Росприроднадзор, а часто и суды полагают, что имеются основания для доначисления и взыскания платы за размещение отходов, даже если проектной документацией предусмотрены решения по использованию вскрышных пород (или малоопасных, инертных отходов для рекультивации нарушенных земель).

Между тем использование – это вид деятельности по обращению с отходами, который платой не облагается. 

Пункт 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусматривает взимание платы только за размещение (хранение, захоронение) отходов производства и потребления.

Тем не менее, согласно письму Минприроды России от 19.05.2014 № 05-12-44/10285 использование отходов, в том числе для рекультивации, признается их размещением. Эта позиция противоречит положениям Закона № 89-ФЗ, так как допускает подмену понятий «использование» и «размещение» отходов, однако активно применяется на практике.

Последствие этого – распространение требования о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы на все проекты рекультивации нарушенных земель с использованием отходов (запрещено использовать для рекультивации только ТКО) и вскрышных пород, несмотря на то что официально вскрышные и вмещающие породы признаны пригодными для рекультивации, в том числе для биологической рекультивации (ГОСТ 17.5.1.03-86). 

В судебной практике встречаются как негативные, так и позитивные (для предприятий) примеры разрешения споров, связанных с доначислением платы за размещение отходов при использовании отходов для рекультивации.

Очевидно, Минприроды России тоже сомневается в обоснованности отнесения вскрышных пород к отходам. Об этом свидетельствует подготовка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Закон РФ "О недрах"» (далее – законопроект). В его первоначальной редакции предлагалось не относить к отходам вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию для рекультивации нарушенных земель и ликвидации горных выработок, а также использованию при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, ликвидации объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией.

Доработанным законопроектом вскрышные и вмещающие горные породы отнесены к инертным отходам, которым не присваивается класс опасности, также они не подлежат включению в лимиты на размещение отходов, в отношении этих отходов не вносится плата за НВОС. Несмотря на то что в доработанной версии законопроекта вскрыша все-таки отнесена к отходам, освобождение от платы за НВОС фактически означает признание отсутствия НВОС.

Отходы в качестве вторичных материальных ресурсов


Логично, что если отход можно использовать, то он перестает быть отходом и становится сырьем, материалом, продукцией, потому что может быть потреблен, то есть имеет ценность. Согласно ГОСТ Р 54098-2010 для «перевода» отхода в категорию вторичных материальных ресурсов (ВМР) достаточно наличия спроса на отход как на ресурс и пригодности отхода для использования в промышленном производстве для получения сырья, изделий и (или) энергии. Минприроды России подтверждает данный вывод.

Законом № 162-ФЗ предусмотрена возможность разработки стандартов организаций, технических условий, предусматривающих использование отходов в качестве ВМР в каком-либо производственном процессе. Также Законами № 84-ФЗ, 162-ФЗ и 174-ФЗ предусмотрены процедуры для придания легитимности перечисленным документам: это стандартизация, сертификация и государственная экологическая экспертиза.

Росприроднадзор достаточным основанием использования отходов в качестве ВМР признает только положительное заключение государственной экологической экспертизы на новые технику, технологию, новые вещества (подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). А поскольку законом не определено, что является новыми веществами, техникой, технологиями, это дает возможность для расширительного толкования и применения данной нормы. 

Согласно данным, приведенным в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых, которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья. При этом данные материалы являются ценным сырьем для строительных работ, рекультивации, приготовления строительных смесей и различных техногенных грунтов. Это относится также к таким отходам, как золошлаки от сжигания углей объектами энергетики.

Технологии использования вскрыши и золошлаков в различных производствах введены государственными стандартами еще в 1980–1990 годах. Например, ГОСТ 17608-91 предусматривает использование золошлаков ТЭС при изготовлении бетонных плит, ГОСТ 8267-93 – использование вскрышных и вмещающих пород. Однако споры о правомерности применения этих материалов как ВМР и необходимость получения положительного заключения экологической экспертизы продолжаются и сегодня. 



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...