Загрузка...
16.04.2024
2 мин. на чтение

Территория моратория. Как суды оценивают значимость лекарств и БАД для проверок

Президент в конце февраля анонсировал планы отказаться от тотального моратория на проверки в следующем году. Еще в 2023 году с такой инициативой выступали участники рынка БАД для своей продукции и, как показывает практика, не безосновательно. Старший юрист практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина сравнивает подходы судов к проведению проверок по лекарствам и БАД в период моратория.

Тотальное ограничение

История мораториев на проверки бизнеса насчитывает почти десятилетие. Сначала послабления на проведение контроля вводились для малого и среднего бизнеса, затем был ковидный мораторий. В 2022 году кабмин ввел тотальный мораторий на проверки почти во всех отраслях экономики, который лишь слегка ослаб в 2023-м. 

Сейчас ограничение на проведение проверок предполагает запрет на плановые проверки большинства организаций и предпринимателей. Исключения касаются только предприятий с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска по тому или иному виду контроля (п.11.3 Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022). Например, для фармотрасли в эту категорию, вероятнее всего, попадут аптеки и дистрибьюторы, работающие с препаратами, подлежащими предметно-количественному учету.

Под серьезные ограничения попали и внеплановые проверки, большинство из которых требует согласования с органами прокуратуры. По общему правилу, согласно п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», инициировать проверку госорганы могли на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В рамках моратория эти основания сузились до непосредственной угрозы жизни, здоровью, обороне и безопасности государства или возникновения чрезвычайной ситуации (п.3 «а» постановления № 336). В случае уже наступившего вреда в расчет для проведения проверок берется только тяжкий вред жизни и здоровью или любой вред обороне и безопасности государства.

Также в арсенале надзорных органов для проведения внепланового контроля остались индикаторы риска и предписания. Дополнительно надзорные органы должны пройти ценз указанных оснований в прокуратуре и получить ее согласие на проведение контроля.

Полная версия статьи доступна подписчикам газеты «Фармацевтический вестник»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

30.06.2025

Изъятие неиспользуемых земельных участков. Новые правила игры. Сергей Спасеннов.

В этом ролике подробно рассматриваются новые правила изъятия неиспользуемых земельных участков в России, вступившие в силу с 1 марта 2025 года. Обсуждаются изменения в Зе...

Смотреть

18.06.2025

Приняты изменения в законодательство об обращении БАД

Информируем о том, что 7 июня 2025 г. подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон от 07.06.2025 № 150-ФЗ....

18.06.2025

Новый код ОКВЭД: неопределенность и никаких преференций аптекам готовых форм

С 1 июня вступил в силу Приказ Росстандарта РФ №268-ст от 09.04.2005 г., который вносит изменения в правила классификации...

10.06.2025

Требуется обновление. Как изменится регулирование производства лекарственных средств и медизделий

В ближайшее время производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий ждет масштабное обновление нормативных требований....

09.06.2025

Как получить помощь, если возникли проблемы с лечением

С 2016 года российские страховые компании, участвующие в системе ОМС, должны обеспечивать своим клиентам доступ к страховым...