Загрузка...
16.04.2024
2 мин. на чтение

Территория моратория. Как суды оценивают значимость лекарств и БАД для проверок

Президент в конце февраля анонсировал планы отказаться от тотального моратория на проверки в следующем году. Еще в 2023 году с такой инициативой выступали участники рынка БАД для своей продукции и, как показывает практика, не безосновательно. Старший юрист практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина сравнивает подходы судов к проведению проверок по лекарствам и БАД в период моратория.

Тотальное ограничение

История мораториев на проверки бизнеса насчитывает почти десятилетие. Сначала послабления на проведение контроля вводились для малого и среднего бизнеса, затем был ковидный мораторий. В 2022 году кабмин ввел тотальный мораторий на проверки почти во всех отраслях экономики, который лишь слегка ослаб в 2023-м. 

Сейчас ограничение на проведение проверок предполагает запрет на плановые проверки большинства организаций и предпринимателей. Исключения касаются только предприятий с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска по тому или иному виду контроля (п.11.3 Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022). Например, для фармотрасли в эту категорию, вероятнее всего, попадут аптеки и дистрибьюторы, работающие с препаратами, подлежащими предметно-количественному учету.

Под серьезные ограничения попали и внеплановые проверки, большинство из которых требует согласования с органами прокуратуры. По общему правилу, согласно п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», инициировать проверку госорганы могли на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В рамках моратория эти основания сузились до непосредственной угрозы жизни, здоровью, обороне и безопасности государства или возникновения чрезвычайной ситуации (п.3 «а» постановления № 336). В случае уже наступившего вреда в расчет для проведения проверок берется только тяжкий вред жизни и здоровью или любой вред обороне и безопасности государства.

Также в арсенале надзорных органов для проведения внепланового контроля остались индикаторы риска и предписания. Дополнительно надзорные органы должны пройти ценз указанных оснований в прокуратуре и получить ее согласие на проведение контроля.

Полная версия статьи доступна подписчикам газеты «Фармацевтический вестник»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

18.09.2025

Утверждены новые правила надлежащей клинической практики ЕАЭС

Совет Евразийской экономической комиссии обновил Правила надлежащей клинической практики Евразийского экономическог...

10.09.2025

В «РГ» обсудили, на каких условиях должно вернуться производство лекарств в аптеки

Какие препараты можно изготавливать в аптечных условиях и для каких целей — эти вопросы обсудили участники круглого...

09.09.2025

Держать строй. Как наказывают компании, которые злоупотребляют доминирующим положением

За последний год ФАС рассмотрела ряд громких дел, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на фармацевтическом...

25.08.2025

Аптеки не будут наказывать штрафом за несообщение о дешевых аналогах препаратов

Эксперты опровергли сообщения СМИ о введении новых штрафов для аптек за неинформирование о дешевых аналогах лекарств. Такая...