Загрузка...
23.05.2012
3 мин. на чтение

Таблетка без обмана

Производителям и продавцам лекарств стоит ждать ужесточения правил рекламирования своей продукции. Эту тему обсуждали вчера участники Российского фармацевтического форума, который в эти дни проводит в Санкт-Петербурге Институт Адама Смита.

Постоянная головная боль для российских врачей и бич для их пациентов - склонность последних к самолечению. Этим "страдают", согласно опросам, более 70 процентов россиян.

Причем, исследователи дошли до конца - они проанализировали результаты такой "любви", сравнив количество смертей от бесконтрольно выпитых таблеток и в результате трагически закончившихся тяжелых операций.

"Оказалось, от самолечения люди гибнут на порядок чаще, чем в операционных", - сообщила в своем выступлении юрист группы "Фармацевтика и здравоохранение" компании Пепеляев Групп Ирина Науменко.

Менять "менталитет", последовательно и постоянно объяснять народу, что совершенно "безвредных" таблеток не бывает, что любое лекарство "одно лечит, а другое калечит", и что назначать лечение, особенно, если приходится принимать сразу несколько препаратов, должен врач, - это трудная и неблагодарная задача.

Вот переводят с 1 июня кодеинсодержащие препараты в разряд отпускаемых строго по рецепту, и мало кому это решение нравится - кому хочется бежать к врачу выписывать обезболивающее, лишь только заноет зуб или заболит голова (хотя, по-хорошему - именно так и надо делать...).

Еще сложнее наладить работу поликлиник таким образом, чтобы записаться к врачу можно было сразу, как возникает желание, и не стоять при этом в диких очередях. А вот рекламу, которая "движет" не только торговлю, но и подталкивает телезрителей к самолечению, - приструнить намного легче.

Правда, недавнее предложение ввести тотальный запрет на рекламу лекарств, в том числе и безрецептурных, участвовавшие в форуме представители законодательной власти назвали "чрезмерным".
Ограничения нужны, в частности, стоит пересмотреть перечень безрецептурных препаратов (именно их рекламу разрешено адресовать напрямую потребителям), удалив из него некоторые привычные лекарства, у которых обнаружились неблагоприятные свойства.

"В Европе некоторые очень популярные у нас сердечные капли, содержащие ядовитые барбитураты, уже запретили, а у нас рекламируют и продают свободно", - привел пример эксперт рынка Давид Мелик-Гусейнов. - "Такая же картина с анальгетиками. Это надо исправлять".

Нужно также следить и за качеством рекламы, которая нередко грешит однобокостью, "выпячивая" положительные стороны действия того или иного препарата и умалчивая о негативных.

Или, еще хуже, создает пациенту иллюзию панацеи. Среди предложений - четче прописывать раздел противопоказаний и предупреждений о возникновении побочных эффектов и осложнений.

"Эта информация, размещаемая под "звездочкой", набирается самым мелким шрифтом, и пациенты, особенно пожилые, просто не могут ее прочитать", - констатировала Ирина Науменко.

Кроме того, авторы очередных поправок в закон о рекламе решили устроить "профилактику" рекламным материалам и роликам, обязав ФАС оценивать их на корректность и правдивость еще до выхода в медиа-пространство.

Впрочем, присутствовавший на форуме руководитель профильного департамента ФАС Тимофей Нижегородцев эту идею раскритиковал, назвав "коррупционноемкой". По его мнению, существующий механизм "вылавливания" недобросовестной рекламы, чем и занимается ФАС, более продуктивен.

Кроме того, считает чиновник, пора уравнять в "правах" лекарства и БАДы. Объемы продаж биологически активных добавок стремительно растут - БАДы у нас не считаются лекарствами, их не нужно регистрировать. А вот в рекламе они преподносятся именно как лекарства.

"Если БАД действительно положительно влияет на здоровье, - это должно быть доказано клиническими  испытаниями, а результат - зарегистрирован", - считает Нижегородцев. - "Тогда и к качеству продукции будет меньше претензий, и к ее рекламированию".


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.02.2025

ТОП-9 главных новостей экологии за 2024 г.: медотдходы, НВОС, ПЭТ-продукция, ГЭЭ, ОВОС и др.

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о ТОП-9 главных новостях экологии за 2024 год.

Смотреть

15.04.2025

Что написано пером. Как изменились требования к общей характеристике и инструкции по медприменению лекарств

В конце февраля Совет Евразийской экономической комиссии утвердил изменения в требования к оформлению общей характеристики...

15.04.2025

Таблетки в нагрузку. Является ли допродажа в аптеке навязыванием услуг

Президент подписал Федеральный закон № 69-ФЗ от 07.04.2025, вносящий поправки в ст.16 Закона «О защите прав потребителей»....

14.04.2025

Федеральную аптечную сеть оштрафовали на 500 тыс. руб. за продажу недоброкачественных лекарств

Арбитражный суд Саратовской области оштрафовал федеральную аптечную сеть на 500 тыс. руб. за продажу лекарств, подлежащих...

11.04.2025

Второй лишний, патентный портфель и комплаенс: актуальные проблемы фармацевтики в цитатах

Фармацевтика продолжает сталкиваться с множеством вызовов, связанных с адаптацией к изменениям в различных областях, включая...