По статистике Судебного департамента Верховного суда (ВС) РФ, ежегодно в судебные коллегии для рассмотрения в судебном заседании ВС РФ передаются около 1% от числа всех поданных жалоб. Разберемся, как составить убедительную жалобу и повысить свои шансы на передачу жалобы в судебную коллегию. Комментирует партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева.
Жалоба в ВС РФ отличается от обращений по пересмотру судебных актов в иных инстанциях так же, как «Война и мир» — от передовицы в газете. Не по объему — тут точно не нужно быть Львом Толстым, а по глубине взгляда на проблему.
Необходимо преподнести проблематику спора с высоты общих принципов материального права и процесса, несоответствия позиции нижестоящих судов целям законодателя, сформулировавшего примененные в споре нормы.
Целесообразно рассмотреть правовые и экономические последствия некорректного подхода, в том числе за пределами анализируемых правоотношений. Важно обратить внимание на противоречие судебных актов сформированным ВС РФ и КС РФ правовым позициям.
"И возвращаясь к теме литературы: судье, который будет решать вопрос о передаче жалобы на рассмотрение, необходимо рассказать историю, а не просто очередной перечень правовых ошибок".
Если это актуально, стоит привлечь внимание ВС РФ к противоречивости складывающейся судебной практики и к необходимости формирования единого подхода на уровне высшего суда в определенных «высоких» целях.
Если жалоба в ВС РФ подана оппонентом, можно не ждать результата ее рассмотрения или истребования материалов дела из нижестоящих судов. В этих случаях стоит направить отзыв для формирования у судьи, оценивающего приемлемость жалобы, объективного взгляда.
Очень часто в жалобах оппонентов замалчиваются значимые аргументы, которым нижестоящие суды не давали оценку. В таких случаях без истребования материалов дела судья ВС РФ оценивает крайне ограниченный объем значимой информации.
Грустно об этом писать, но ВС РФ остался единственной инстанцией (по крайней мере для регионов с высокой загрузкой судебной системы), где вас будут слушать.
Но поскольку в 99,99% случаев все решается в одном заседании и аргументы сторон уже добросовестно изучены членами судебной коллегии, в качестве одного из вариантов можно порекомендовать сосредоточиться на развитии аргументов судьи, указанных в определении о передаче жалобы (продемонстрировать своего рода «общий интерес» с судом), и на добавлении красок в уже изложенную в жалобе «историю».
Что касается оформления жалобы, то различные способы, позволяющие донести информацию в более краткой, удобной для восприятия и привлекающей внимание форме, только приветствуются. Лучше без лишних подробностей показать структуру правоотношений, движение активов, систему взаимосвязей в виде схемы, отразив значимую информацию в кратких сносках.
Нет необходимости цитировать нормы полностью, если значение имеют лишь какие-то их части либо эти нормы являются «общеизвестными». В некоторых случаях это можно сделать тоже в сноске, что существенно облегчит донесение до судьи главной мысли.
В последнее время многие стремятся к использованию в тексте жалобы рисунков, символов и т.п. Это тоже может быть полезно, но только в том случае, если не превращается в реквизит текста, отвлекающий внимание от главного. Стоит изучить хотя бы основные правила графических решений с точки зрения их влияния на восприятие, чтобы не превращать документ в журнал «Веселые картинки».