Загрузка...
30.12.2022
2 мин. на чтение

Сколько заплатит виновник экологической катастрофы в России и США?

Несмотря на усилия государств и общества, аварийные разливы нефти и нефтепродуктов по-прежнему происходят во всем мире. В России количество таких разливов измеряется тысячами в год. При этом крупный разлив нефти может нанести непоправимый ущерб окружающей среде и повлечь огромные затраты для компании, виновной в разливе.

Соответствующее правовое регулирование в различных странах, в особенности принадлежащих к разным правовым системам, значительно отличается друг от друга. Неодинаковы подходы регуляторов к вопросу о том, кто обязан устранять разлив, ограничена ли ответственность виновника разлива, какой орган вправе предъявить требование о возмещении вреда природной среде и иным, крайне важным в подобных обстоятельствах вопросам.  

Сравнение механизмов регулирования ответственности виновника аварийного разлива нефти и нефтепродуктов в США и Российской Федерации приведено в статье партнера «Пепеляев Групп» Натальи Стениной и юриста Ольги Ядрихинской.

В США оценка и возмещение вреда природным ресурсам регулируется тремя основными законами: Законом о компенсации и ответственности (CERCLA), Законом о чистой воде (Clean Water Act), а также Законом о загрязнении нефтью 1990 г. (Oil Pollution Act/OPA 90).

Эти законы позволяют взыскивать денежные средства в качестве компенсации за вред, причиненный природным ресурсам. При этом суммы компенсации должны быть направлены на восстановление последних.

Закон о загрязнении нефтью применяется к случаям разливов нефти в судоходных водах и исключительной экономической зоне США, а также при ее попадании на береговые линии.
Принятие этого закона в первую очередь было связано с экологической катастрофой, произошедшей в 1989 г., когда нефтяной танкер Exxon Valdez налетел на риф у южных берегов американского штата Аляска. Эта авария привела к утечке десятков тысяч кубометров сырой нефти, загрязнившей воды и побережье Аляски.

Основными целыми принятия Закона о загрязнении нефтью, являлись:
  1. создание единого режима ответственности за разливы нефти;
  2. усиление ответственности для виновников подобных разливов;
  3. предоставление широкого круга полномочий федеральному органу реагирования на разливы;
  4. создание специального целевого фонда для финансирования ликвидации разливов.
В России возмещение вреда, причиненного окружающей среде, урегулировано несколькими статьями Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и положениями Гражданского кодекса РФ об обязательствах в связи с причинением вреда, а также принятыми в развитие соответствующих статей многочисленными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Нефть. Газ. Право»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...