Загрузка...
01.02.2024
3 мин. на чтение

Роман Жеребцов: «Суд превращается в бесплатную лотерею с шансом выиграть ценный денежный приз»

Руководитель группы практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп» Роман Жеребцов рассказал о том, какие споры между работниками и работодателями чаще всего доходят до суда, к каким уловкам прибегают недобросовестные сотрудники, чтобы выиграть дело, как изменилась практика по привлечению к дисциплинарной ответственности и почему дистанционщики оказываются более решительными в случае конфликтов с работодателем.

С какими проблемами сейчас обращается бизнес к консультантам по трудовому праву?
Традиционно бизнес обращается к нам за поддержкой текущих HR-процессов. Также в конце и в начале года многим компаниям необходимо обновить политики. Учитывая, как часто сейчас меняется трудовое законодательство и практика, проводить аудит ЛНА нужно как минимум раз в год. Так как мы практикующие юристы, то помогаем клиентам подстелить соломку в нужных местах, учитывая актуальные тенденции судебной практики.

При этом судов по трудовым спорам меньше не становится. С чем это связано?
Работники стали гораздо активнее защищать свои права. Они чаще обращаются с претензиями к работодателю, в суд, в ГИТ и прокуратуру. Но это не означает, что работодатели стали чаще нарушать права работников. Напротив, бизнес (в первую очередь я говорю о наших клиентах) стремится максимально соблюдать законодательство. Однако отдельные работники, видя усиливающийся тренд на защиту судами их прав, пытаются использовать это в своих интересах.

Так как работники освобождены от судебных расходов по трудовым спорам, для некоторых граждан суд из средства восстановления нарушенных прав превращается в бесплатную лотерею с шансом выиграть ценный денежный приз или получить иные преимущества от работодателя. Иногда работники, к которым есть нарекания, начинают превентивно жаловаться в ГИТ или угрожают судом, чтобы работодатель предпочел с ними не связываться.

С какими требованиями работники обращаются в суд чаще всего?
Как правило, это споры об увольнении, о взыскании с работодателя каких-либо денежных сумм. Также в последнее время работники стали активнее обжаловать дисциплинарные взыскания, в том числе даже такие мелкие, как замечания.

Какие уловки работники используют в ходе судебных разбирательств?
Часто недобросовестные работники рассматривают правовые позиции высших судов как некие лайфхаки или руководство к действию. Например, стало больше споров о признании незаконными увольнений по соглашению сторон. ВС сказал, что волеизъявление работника на увольнение по соглашению должно быть добровольным. Это безусловно так, но некоторые работники теперь понимают, что в суде нужно настаивать на отсутствии своей «доброй воли» подписать соглашение, а работодатель будет вынужден как-то доказывать обратное.

Приведете пример из практики?
Недавно у нас был такой кейс. Сотрудник не проходил испытательный срок, так как к его работе было много нареканий. Попытки работодателя исправить качество работы не привели к успеху. Сотруднику грозило увольнение за непрохождение испытания. Компания не хотела портить сотруднику трудовую книжку, это было его первое место работы. Ему предложили расстаться по соглашению сторон с выплатой небольшой компенсации. Сотрудник охотно согласился с таким вариантом, а спустя какое-то время обратился в суд. В суде он предъявил аудиозапись переговоров с работодателем, которая якобы подтверждала, что на него оказывали давление. При этом сотрудник старательно отредактировал запись, оставив только несколько фраз, которые с натяжкой можно было расценить как давление.

Вам удалось убедить суд в недобросовестности работника?
Да. В целом разговор между работником и работодателем шел в доброжелательном ключе, давления не было. Полная версия аудиозаписи переговоров, которую мы предъявили суду, не оставляла сомнений в том, что увольнение добровольное. Кроме того, мы представили переписку работодателя с работником о недостатках в его работе, подтвердив реальность потенциального увольнения за непрохождение испытания. В совокупности это убедило суд в необоснованности требований работника.

Но исход дела мог быть другим, если бы у работодателя не оказалось полной версии аудиозаписи переговоров или не было бы письменных подтверждений нареканий к работнику. В подобных ситуациях мы всегда рекомендуем аккуратно проводить переговоры, записывать их, предъявлять претензии работникам не только в устном, но и в письменном виде. Следует помнить, что любые слова могут всплыть в суде и подтвердить позицию той или иной стороны в споре.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Трудовые споры»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Роман Жеребцов
Руководитель практики трудового и миграционного права
r.gerebtsov@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

24.04.2024

Кадры со школьной скамьи

Качественное профессиональное образование невозможно без участия работодателей. По оценке Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, ...

23.04.2024

В Москве прошла 15-я практическая конференция «Цифровой документооборот»

15-17 апреля 2023 года в Москве состоялась 15-я практическая конференция «Цифровой документооборот», организованная MSB ...

21.04.2024

Взяли за язык: частные центры отодвинули от приёма экзаменов у мигрантов

Государство зачищает сферу тестирования трудовых мигрантов от коммерческих игроков. Пока участники рынка ожидают решений...

19.04.2024

Представительские и командировочные расходы. Как предотвратить злоупотребления с деньгами

В статье партнер «Пепеляев Групп» Анна Берлина и младший юрист Александра Текутьева разобрали, как бороться со злоупотреблениями...