Руководитель группы практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп» Роман Жеребцов рассказал о том, какие споры между работниками и работодателями чаще всего доходят до суда, к каким уловкам прибегают недобросовестные сотрудники, чтобы выиграть дело, как изменилась практика по привлечению к дисциплинарной ответственности и почему дистанционщики оказываются более решительными в случае конфликтов с работодателем.
С какими проблемами сейчас обращается бизнес к консультантам по трудовому праву?
Традиционно бизнес обращается к нам за поддержкой текущих HR-процессов. Также в конце и в начале года многим компаниям необходимо обновить политики. Учитывая, как часто сейчас меняется трудовое законодательство и практика, проводить аудит ЛНА нужно как минимум раз в год. Так как мы практикующие юристы, то помогаем клиентам подстелить соломку в нужных местах, учитывая актуальные тенденции судебной практики.
При этом судов по трудовым спорам меньше не становится. С чем это связано?
Работники стали гораздо активнее защищать свои права. Они чаще обращаются с претензиями к работодателю, в суд, в ГИТ и прокуратуру. Но это не означает, что работодатели стали чаще нарушать права работников. Напротив, бизнес (в первую очередь я говорю о наших клиентах) стремится максимально соблюдать законодательство. Однако отдельные работники, видя усиливающийся тренд на защиту судами их прав, пытаются использовать это в своих интересах.
Так как работники освобождены от судебных расходов по трудовым спорам, для некоторых граждан суд из средства восстановления нарушенных прав превращается в бесплатную лотерею с шансом выиграть ценный денежный приз или получить иные преимущества от работодателя. Иногда работники, к которым есть нарекания, начинают превентивно жаловаться в ГИТ или угрожают судом, чтобы работодатель предпочел с ними не связываться.
С какими требованиями работники обращаются в суд чаще всего?
Как правило, это споры об увольнении, о взыскании с работодателя каких-либо денежных сумм. Также в последнее время работники стали активнее обжаловать дисциплинарные взыскания, в том числе даже такие мелкие, как замечания.
Какие уловки работники используют в ходе судебных разбирательств?
Часто недобросовестные работники рассматривают правовые позиции высших судов как некие лайфхаки или руководство к действию. Например, стало больше споров о признании незаконными увольнений по соглашению сторон. ВС сказал, что волеизъявление работника на увольнение по соглашению должно быть добровольным. Это безусловно так, но некоторые работники теперь понимают, что в суде нужно настаивать на отсутствии своей «доброй воли» подписать соглашение, а работодатель будет вынужден как-то доказывать обратное.
Приведете пример из практики?
Недавно у нас был такой кейс. Сотрудник не проходил испытательный срок, так как к его работе было много нареканий. Попытки работодателя исправить качество работы не привели к успеху. Сотруднику грозило увольнение за непрохождение испытания. Компания не хотела портить сотруднику трудовую книжку, это было его первое место работы. Ему предложили расстаться по соглашению сторон с выплатой небольшой компенсации. Сотрудник охотно согласился с таким вариантом, а спустя какое-то время обратился в суд. В суде он предъявил аудиозапись переговоров с работодателем, которая якобы подтверждала, что на него оказывали давление. При этом сотрудник старательно отредактировал запись, оставив только несколько фраз, которые с натяжкой можно было расценить как давление.
Вам удалось убедить суд в недобросовестности работника?
Да. В целом разговор между работником и работодателем шел в доброжелательном ключе, давления не было. Полная версия аудиозаписи переговоров, которую мы предъявили суду, не оставляла сомнений в том, что увольнение добровольное. Кроме того, мы представили переписку работодателя с работником о недостатках в его работе, подтвердив реальность потенциального увольнения за непрохождение испытания. В совокупности это убедило суд в необоснованности требований работника.
Но исход дела мог быть другим, если бы у работодателя не оказалось полной версии аудиозаписи переговоров или не было бы письменных подтверждений нареканий к работнику. В подобных ситуациях мы всегда рекомендуем аккуратно проводить переговоры, записывать их, предъявлять претензии работникам не только в устном, но и в письменном виде. Следует помнить, что любые слова могут всплыть в суде и подтвердить позицию той или иной стороны в споре.