Загрузка...
13.03.2023
6 мин. на чтение

Работа с контрагентами в системе внутреннего контроля: памятка для налогового специалиста

23 мая 2023 года в Москве пройдет XVII Налоговый конгресс – главное профессиональное мероприятие весны, которое ежегодно объединяет налоговых профессионалов и подробно освещает главные проблемы налогообложения и налогового администрирования в России. В преддверии мероприятия мы говорим с экспертами, спикерами конгресса о тех тенденциях, которые заметнее всего определяют практику работы. Личным опытом с аудиторией Trinity Events Group делится Наталья Коваленко, партнер «Пепеляев Групп», спикер контрольной сессии «Управление налоговыми рисками при выборе контрагентов».  

Наталья, на грядущем Налоговом конгрессе вы расскажете о работе с контрагентами в системе внутреннего контроля. Поделитесь, пожалуйста, зачем в целом компании нужна СВК?

Понятийно о системе внутреннего контроля применительно к налоговым правоотношениям заговорили с введением такой формы налогового контроля как налоговый мониторинг. Перейти на налоговый мониторинг, не имея системы внутреннего контроля, невозможно. Этим было обусловлено и появление в Налоговом кодексе РФ определения системы внутреннего контроля.

Однако, на мой взгляд, корректнее говорить о системе управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК). Система внутреннего контроля нужна для управления рисками и является, по сути, ее составной частью. СУРиВК объединяет следующие элементы: организационную структуру, методики и процедуры, а также формализацию методик, процедур и результатов их выполнения. Очень обобщенно можно сказать, что целью построения СУРиВК является правильность исчисления и уплаты налогов. На мой взгляд, возложение на налогоплательщиков (правда, только участников налогового мониторинга) обязанности по построению СУРиВК отражает тенденцию в виде наделения налогоплательщиков функцией контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Фактически происходит переложение части функций налогового органа по контролю на сами компании. СУРиВК также формирует определенную степень доверия к налогоплательщику, кроме того, служит источником данных для автоматизации.

Реально ли запустить такую систему самостоятельно командой внутренних инхаусов?

На мой взгляд, реально, но очень сложно.

Для реализации этой задачи нужно участие главного бухгалтера и его команды, налогового менеджера и его команды, комплаенс–службы, риск–менеджера (а такая единица есть не во всех компаниях), руководителя службы внутреннего аудита и его команды, всех производственных и операционных подразделений, которые участвуют в выполнении контрольных процедур (например, служба безопасности потребуется для описания контрольной процедуры по выбору контрагентов, технический специалист потребуется для контрольной процедуры по корректной квалификации модернизации, реконструкции основных средств и т.д.), ИТ–специалисты.

Важно!

Обязательно должен быть руководитель проекта, который будет координировать все процессы, а также лицо, принимающее итоговое решение во всех спорных и неоднозначных ситуациях (по моему опыту, эти лица часто совпадают, но не всегда). С учетом объема задач и количества вовлеченных специалистов, конечно, привлечение консультантов существенно облегчает работу, всегда есть, кому поручить блок(и) работы, с кем посоветоваться, ну и, не скрою, иногда переложить свою ответственность за результат.



Как может помочь СВК в работе с контрагентами?

Система работы с контрагентами – это отдельная и значимая часть СУРиВК. Для эффективной работы с контрагентами и снижения рисков (налоговых, антимонопольных, коррупционных) необходимы контрольные процедуры, четкое распределение функционала и полномочий между подразделениями и сотрудниками, а также эффективный обмен информации между ними.

Желательно также наличие автоматизированных информационных систем по проверке контрагентов, хранению данных и др. (они существенно облегчают выполнение задач, но требуют значительных инвестиционных вложений). Все эти элементы «зашиты» в компоненты СУРиВК, поэтому при наличии СУРиВК построить или усовершенствовать систему работы с контрагентами намного проще.

Есть ли сейчас какие-то сервисы, например, государственные, которые помогут проверить контрагентов?

В прошлом году заработал новый сервис в рамках Личного кабинета налогоплательщика (ЛКН) – юридического лица и индивидуального предпринимателя. В сервисе ЛКН «Как меня видит налоговая» появилось два раздела:
  • «Показатели финансово-хозяйственной деятельности»
  • «Показатели для партнеров»
Показатели в данных разделах заполняются налоговыми органами самостоятельно и используются ими при выборе налогоплательщиков для проведения проверок.

Тем самым налогоплательщик сможет оценить:
  • вероятность проведения в его отношении мероприятий налогового контроля;
  • добросовестность своих контрагентов.
В части использования ЛКН для оценки добросовестности контрагентов нужно учитывать, что соответствующие сведения не доступны «по умолчанию». Налогоплательщик должен запросить доступ в ЛКН контрагента и, только если он предоставит его, сможет получить нужную информацию. Кроме того, контрагент в любой момент может закрыть доступ к своим данным.

С другой стороны, в разделе «Показатели для партнеров» есть ряд сведений, которые отсутствуют в общедоступных источниках информации (или такие сведения нужно дополнительно рассчитывать).

Например:
  • налоговая нагрузка «ниже среднеотраслевой нагрузки по РФ»;
    количество сотрудников, работающих более года;
    среднемесячная зарплата на одного работника меньше среднемесячной зарплаты на одного работника по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
    размер зарплаты ниже прожиточного минимума в субъекте РФ;
    наличие «отказного» допроса руководителя, учредителя;
  • наличие допроса номинального директора;
    наличие сведений о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации;
    непредставление справок 2-НДФЛ;
    наличие «разрывов» по НДС.
Если налогоплательщик обнаружил в сервисе некорректную информацию, то он может обратиться в налоговый орган с просьбой внести исправления. Порядок функционирования ЛКН юридического лица и индивидуального предпринимателя регламентируется Приказами ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@, от 26.05.2015 № ММВ-7-6/216@.

Как мы видим, этим сервисом можно пользоваться, но при условии предоставления контрагентом доступа к данным. Поскольку использование сервиса поставлено под условие, а проверять нужно каждого контрагента, то этот сервис не может быть единственным источником информации при проверке контрагента.

Почему, на Ваш взгляд, тема управления налоговыми рисками при выборе контрагентов обретает сейчас особую актуальность?

На мой взгляд, эта тема не теряет актуальности уже много лет. Мы наблюдаем очередной виток ее развития. С начала 2000-х гг. и до 2015 г. налогоплательщики по теме о недобросовестности контрагентов выигрывали гораздо большее количество дел по сравнению с налоговыми органами. Потом судебная практика резко качнулась в сторону налоговых органов. С 2015 г. вырабатывались новые и трансформировались старые правовые позиции. Знаменитому Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 пришла на смену ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, потом появилось письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Дискуссии с темы определения критериев необоснованной налоговой выгоды переместились на темы налоговой реконструкции и налоговых оговорок.

Параллельно с 2016 г. начала развиваться тема налогового мониторинга, появилось новое регулирование, а вместе с ним – определение системы внутреннего контроля в Налоговом кодексе РФ. В какой-то момент на практике был перекинут мостик между двумя темами. Для участников налогового мониторинга стало обязательным раскрытие налоговых рисков и контрольных процедур. Ну а какой реестр рисков может обойтись без темы недобросовестности контрагентов? Соответственно, пришлось формализовать контрольные процедуры, позволяющие управлять данным риском, определять исполнителей контрольных процедур и отчитываться об их эффективности в налоговый орган.

Таким образом, виток развития темы о недобросовестности переходит из формально юридической плоскости в область риск-менеджмента. Налогоплательщики все чаще задумываются о введении превентивных контролей, их формализации внутри процессов управления рисками.

Стало ли больше клиентских запросов в связи с этой темой?

Да, запросов стало больше. Чаще за помощью обращаются компании, которые уже стали участниками налогового мониторинга, и перед которыми стоит задача по совершенствованию СУРиВК. Выстраивание работы с контрагентами как многокомпонентной системы позволяет добиться других результатов, увеличивает доверие налоговых органов к налогоплательщику.

Вместе с построением системы работы с контрагентами можно говорить и об ее автоматизации. На рынке есть продукты, которые успешно решают эту задачу. Мы помогаем обычно с контентом, т.е. «перекладываем» разработанную с нашей помощью или без методологию в алгоритм, с использованием которого происходит автоматическая проверка компаний.

Многие компании уходят сейчас под иностранные юрисдикции. Осложняет ли это процессы выбора контрагентов?

По моему мнению, это осложняет не процесс выбора контрагентов (он остается тем же), а уменьшает количество участников, из которых можно выбирать. Если данный вопрос рассматривать с позиции СУРиВК, то налицо – реализация рисков, связанных с обеспечением производственных процессов ресурсами, логистикой и т.п.

Важно!

Чем выше уровень СУРиВК, тем оперативнее компания способна перестроиться под новые реалии. Как вы видите, это уже не налоговый вопрос. Хотя точкой входа в проект по построению системы могла быть необходимость в снижении налоговых рисков и/или вступление в налоговый мониторинг.




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...