Понятийно о системе внутреннего контроля применительно к налоговым правоотношениям заговорили с введением такой формы налогового контроля как налоговый мониторинг. Перейти на налоговый мониторинг, не имея системы внутреннего контроля, невозможно. Этим было обусловлено и появление в Налоговом кодексе РФ определения системы внутреннего контроля.
Однако, на мой взгляд, корректнее говорить о системе управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК). Система внутреннего контроля нужна для управления рисками и является, по сути, ее составной частью. СУРиВК объединяет следующие элементы: организационную структуру, методики и процедуры, а также формализацию методик, процедур и результатов их выполнения. Очень обобщенно можно сказать, что целью построения СУРиВК является правильность исчисления и уплаты налогов. На мой взгляд, возложение на налогоплательщиков (правда, только участников налогового мониторинга) обязанности по построению СУРиВК отражает тенденцию в виде наделения налогоплательщиков функцией контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Фактически происходит переложение части функций налогового органа по контролю на сами компании. СУРиВК также формирует определенную степень доверия к налогоплательщику, кроме того, служит источником данных для автоматизации.
Реально ли запустить такую систему самостоятельно командой внутренних инхаусов?
На мой взгляд, реально, но очень сложно.
Для реализации этой задачи нужно участие главного бухгалтера и его команды, налогового менеджера и его команды, комплаенс–службы, риск–менеджера (а такая единица есть не во всех компаниях), руководителя службы внутреннего аудита и его команды, всех производственных и операционных подразделений, которые участвуют в выполнении контрольных процедур (например, служба безопасности потребуется для описания контрольной процедуры по выбору контрагентов, технический специалист потребуется для контрольной процедуры по корректной квалификации модернизации, реконструкции основных средств и т.д.), ИТ–специалисты.
Важно!
Обязательно должен быть руководитель проекта, который будет координировать все процессы, а также лицо, принимающее итоговое решение во всех спорных и неоднозначных ситуациях (по моему опыту, эти лица часто совпадают, но не всегда). С учетом объема задач и количества вовлеченных специалистов, конечно, привлечение консультантов существенно облегчает работу, всегда есть, кому поручить блок(и) работы, с кем посоветоваться, ну и, не скрою, иногда переложить свою ответственность за результат.
Как может помочь СВК в работе с контрагентами?
Система работы с контрагентами – это отдельная и значимая часть СУРиВК. Для эффективной работы с контрагентами и снижения рисков (налоговых, антимонопольных, коррупционных) необходимы контрольные процедуры, четкое распределение функционала и полномочий между подразделениями и сотрудниками, а также эффективный обмен информации между ними.
Желательно также наличие автоматизированных информационных систем по проверке контрагентов, хранению данных и др. (они существенно облегчают выполнение задач, но требуют значительных инвестиционных вложений). Все эти элементы «зашиты» в компоненты СУРиВК, поэтому при наличии СУРиВК построить или усовершенствовать систему работы с контрагентами намного проще.
Есть ли сейчас какие-то сервисы, например, государственные, которые помогут проверить контрагентов?
В прошлом году заработал новый сервис в рамках Личного кабинета налогоплательщика (ЛКН) – юридического лица и индивидуального предпринимателя. В сервисе ЛКН «Как меня видит налоговая» появилось два раздела:
- «Показатели финансово-хозяйственной деятельности»
- «Показатели для партнеров»
- вероятность проведения в его отношении мероприятий налогового контроля;
- добросовестность своих контрагентов.
Например:
-
налоговая нагрузка «ниже среднеотраслевой нагрузки по РФ»;
количество сотрудников, работающих более года;
среднемесячная зарплата на одного работника меньше среднемесячной зарплаты на одного работника по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
размер зарплаты ниже прожиточного минимума в субъекте РФ;
наличие «отказного» допроса руководителя, учредителя;
-
наличие допроса номинального директора;
наличие сведений о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации;
непредставление справок 2-НДФЛ;
наличие «разрывов» по НДС.
Как мы видим, этим сервисом можно пользоваться, но при условии предоставления контрагентом доступа к данным. Поскольку использование сервиса поставлено под условие, а проверять нужно каждого контрагента, то этот сервис не может быть единственным источником информации при проверке контрагента.
Почему, на Ваш взгляд, тема управления налоговыми рисками при выборе контрагентов обретает сейчас особую актуальность?
На мой взгляд, эта тема не теряет актуальности уже много лет. Мы наблюдаем очередной виток ее развития. С начала 2000-х гг. и до 2015 г. налогоплательщики по теме о недобросовестности контрагентов выигрывали гораздо большее количество дел по сравнению с налоговыми органами. Потом судебная практика резко качнулась в сторону налоговых органов. С 2015 г. вырабатывались новые и трансформировались старые правовые позиции. Знаменитому Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 пришла на смену ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, потом появилось письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Дискуссии с темы определения критериев необоснованной налоговой выгоды переместились на темы налоговой реконструкции и налоговых оговорок.
Таким образом, виток развития темы о недобросовестности переходит из формально юридической плоскости в область риск-менеджмента. Налогоплательщики все чаще задумываются о введении превентивных контролей, их формализации внутри процессов управления рисками.
Стало ли больше клиентских запросов в связи с этой темой?
Да, запросов стало больше. Чаще за помощью обращаются компании, которые уже стали участниками налогового мониторинга, и перед которыми стоит задача по совершенствованию СУРиВК. Выстраивание работы с контрагентами как многокомпонентной системы позволяет добиться других результатов, увеличивает доверие налоговых органов к налогоплательщику.
Вместе с построением системы работы с контрагентами можно говорить и об ее автоматизации. На рынке есть продукты, которые успешно решают эту задачу. Мы помогаем обычно с контентом, т.е. «перекладываем» разработанную с нашей помощью или без методологию в алгоритм, с использованием которого происходит автоматическая проверка компаний.
Многие компании уходят сейчас под иностранные юрисдикции. Осложняет ли это процессы выбора контрагентов?
По моему мнению, это осложняет не процесс выбора контрагентов (он остается тем же), а уменьшает количество участников, из которых можно выбирать. Если данный вопрос рассматривать с позиции СУРиВК, то налицо – реализация рисков, связанных с обеспечением производственных процессов ресурсами, логистикой и т.п.
Важно!
Чем выше уровень СУРиВК, тем оперативнее компания способна перестроиться под новые реалии. Как вы видите, это уже не налоговый вопрос. Хотя точкой входа в проект по построению системы могла быть необходимость в снижении налоговых рисков и/или вступление в налоговый мониторинг.