Загрузка...

Государственно-частное партнерство для Красноярского края – перспективы

28.03.2019
3 мин.
на чтение
Прочитать позже
ГЧП – общепризнанный способ реализации как масштабных инфраструктурных проектов, так и локальных задач, например, в области коммунальной инфраструктуры. Механизмы ГЧП представляют особенный интерес для стран с традиционно высокой долей присутствия государства в экономике, а также с наличием масштабных пространств, требующих инфраструктурных решений как основы единства национальной экономики. ГЧП является альтернативой государственному заказу и гарантирует «длинные» деньги для частного инвестора, а также может являться альтернативой приватизации для публичной стороны, что позволяет сохранять необходимую меру контроля над социально важными сферами.

ГЧП для «Енисейской Сибири»


В рамках амбициозного проекта «Енисейская Сибирь» анонсированы транспортные решения, например создание на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка международного логистического хаба. Оптимальным решением для привлечения частных денег в проект такого масштаба является тот или иной ГЧП-формат, где мог бы принять участие консорциум инвесторов из крупного бизнеса, а реализовывать проект – профильный оператор аэропортов. Прекрасным примером выявления потенциальных интересантов может быть железная дорога Элегест – Кызыл – Курагино с рекордным размером инвестиций, где главным инвестором выступает группа ТЭПК. Практика показывает, что для управления привлечением инвестиций нужен проектный офис, который был бы освобожден от решения рутинных задач по государственному управлению и занимался бы тщательной проработкой предложений для инвесторов, работой с кредитными организациями и потенциальными участниками.

Деньги есть


Долгое время в регионах отсутствие «длинных» денег сдерживало развитие ГЧП-проектов. Ситуация и сейчас далека от идеальной, однако в настоящий момент в стране сформировалось достаточное количество кредитных учреждений c опытом финансирования ГЧП-проектов. Также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. № в58 утверждена целая фабрика проектного финансирования, оператором которой является ВЭБ.РФ (Внешэкономбанк). В рамках фабрики осуществляется финансирование проектов на основе синдицированного кредита или займа самим ВЭБ и консорциумом крупнейших банков страны. Для того чтобы претендовать на финансирование, у проекта должны быть следующие параметры:

  • общая стоимость проекта должна быть не менее 3 млрд руб.;
  • срок финансирования должен быть не более 20 лет;
  • собственные средства инвестора должны составлять не менее 20 % от стоимости проекта.

Традиционным источником финансирования является и так называемое мезонинное (относительно высокорисковое) и традиционное проектное финансирование. После вступления в силу 224-ФЗ банки в достаточной степени защищены и более охотно стали кредитовать инвесторов. Кроме этого, появился вполне реальный рынок инфраструктурных облигаций, связанных с ГЧП. Резюме: деньги есть, но для их привлечения нужен жизнеспособный проект, способный освоить инвестиции и удерживаться в рамках планируемых показателей.

Не только инфраструктура


Изменения, внесенные за последние несколько лет в законодательство, позволяют в качестве объектов ГЧП-соглашения брать не только недвижимость, но и объекты здравоохранения, санитарно-курортные объекты и даже информационные системы и иные объекты IT. Если речь идет о больнице, то инвестор может договориться с регионом о включении в территориальную программу тарифа ОМС тех или иных нозологий (болезней), также применить гибкие схемы компенсации своих затрат через плату концедента. По нашему опыту мы видим, что производители медизделий и лекарств могут осуществлять поставки при гарантии долгосрочного спроса на особенных условиях значительно выгоднее традиционного госзаказа. В России сформировался круг профессиональных медицинских операторов, которые готовы заходить на краевые рынки и улучшать систему здравоохранения как по мононаправлениям (нефрология, онкология, гепатология), так и по комплексным медицинским решениям. Это радикально улучшает качество предоставляемой медицинской помощи, помогает сделать доступными те решения, которые в случае госзаказа легли бы тяжкой ношей на любой бюджет.

Одним из самых интересных направлений для ГЧП являются IT-объекты. Это могут быть системы взимания платы, государственные информационные системы, самые различные IT-сервисы. Как это работает: например, город формирует экосистему электронных сервисов smart city, в частности связанную с предоставлением городских сервисов, общественным контролем за предоставлением коммунальных услуг и пр. В рамках ГЧП оператор такой системы сможет использовать большие данные для формирования своих собственных сервисов – например, B2С-маркетплейса. Важным вопросом тут является правовой режим персональных данных и антимонопольные аспекты т. н. больших данных. Однако в процессе реализации создаются крайне гибкие механизмы, и ГЧП позволяет создать необходимую экосреду доверия, сделать инфосервисы ближе к потребителю. Как часто замечают, «большие данные – это новая нефть».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке