Загрузка...
01.04.2019
3 мин. на чтение

Защита от «паразита»

В арсенале у антимонопольного ведомства появилось новое оружие, которое поможет бороться с так называемыми паразитическими товарами. Сотрудничество с экспертами из Ассоциации «НП „ОКЮР“» позволит более четко определить критерии такого нарушения, как смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара. В свою очередь участникам подобных дел придется тщательнее обосновывать свою позицию.

До недавних пор по делам о недобросовестной конкуренции путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью другого хозсубъекта, основными доказательствами, как правило, выступали социологические опросы и заключения независимых исследовательских организаций, представляемые в процесс участниками дела. По некоторым особо важным или неоднозначным спорам этот вопрос выносился на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции при ФАС России (далее – Экспертный совет), чтобы тот принял решение рекомендательного характера.

Но механизма получения мнения Экспертного совета оказалось недостаточно для того, чтобы выработать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Возникла необходимость привлечь еще одно независимое мнение – ОКЮР.

Теперь, рассматривая дела о копировании или имитации внешнего вида товаров, антимонопольное ведомство сможет запрашивать у специалистов ОКЮР экспертное заключение о наличии или отсутствии нарушений. Такое заключение будет использоваться как дополнительное доказательство.

Руководством для этой деятельности станут разработанные ОКЮР совместно с ФАС России Методические рекомендации по определению сходства элементов, индивидуализирующих товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (далее – Рекомендации). Ассоциация обязуется организовать такой порядок выбора специалистов для подготовки заключений, чтобы обеспечить их беспристрастность и независимость от участвующих в деле лиц.

Рекомендации были разработаны в связи с увеличением числа товаров, копирующих или имитирующих внешний вид, упаковку, наименование или другие элементы, индивидуализирующие продукцию конкурента («паразитические» товары), а также из-за необходимости сформировать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основан этот документ на решениях высших судов и Суда по интеллектуальным правам, практике ФАС России, приказах Роспатента и составлен с учетом результатов крупных маркетинговых и социологических исследований.

Важно, что Рекомендации устанавливают единые правила определения сходства товаров до степени смешения и четкие критерии «паразитирования» по смыслу ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основной метод выявления такого сходства – сравнение продукции в той или иной последовательности, обусловленной результатами исследований восприятия человеком объектов: сначала устанавливается цвет (цветовая гамма), затем форма и композиция, после – размещенные на товарах (их упаковке) изображения и символы, а в последнюю очередь тексты. При этом будут учитываться несколько признаков – каждый в отдельности и в различных сочетаниях: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. п.), сочетание цветов и тонов. Но общий вывод будет следовать не из сходства индивидуализирующих элементов товара, а из общего впечатления о нем.

Привлечение экспертов ОКЮР для подготовки заключений позволит ФАС России придать больше объективности и обоснованности решениям по спорам о наличии копирования и имитации внешнего вида товаров. В то же время участникам дела придется с бòльшим трудом отстаивать свою позицию: они будут не только доказывать представленные ими в процесс результаты экспертиз и социологических исследований, но и, возможно, противостоять выводам, сделанным в заключениях.

Существующая судебная практика по подобным делам не унифицирована, и принятые методрекомендации, которыми ФАС России, скорее всего, станет руководствоваться в своих решениях, – это большой шаг вперед. Надеемся, что новый инструмент поможет сформировать единообразный подход к выявлению нарушений и уменьшит число «паразитических» товаров.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

06.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 22 апреля – 5 мая 2024 г.

Опубликованы законы о предоставлении Федеральному казначейству доступа к ЕИС ГОЗ и пролонгации договоров на установку...

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)