Загрузка...
29.09.2015
3 мин. на чтение

Закупочный стандарт

ФАС России 21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте (fas.gov.ru) Стандарты осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение 2014–2015 гг.

Стандарт конкретизирует и (или) восполняет многие из положений Закона о закупках. Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками. Стандарт разработан прежде всего для установления и поддержания открытости и прозрачности закупочного процесса, борьбы с коррумпированными элементами в этой сфере и увеличения эффективности расходования средств заказчиков.

Так, ФАС России советует включить в положение о закупках исчерпывающий перечень применяемых способов закупки. Предпочтение антимонопольный орган отдает таким способам, как аукцион и конкурс, считая их наиболее открытыми и прозрачными. Запрос котировок, предложений, по мнению ведомства, целесообразно применять, когда возникает необходимость обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

К сокращению издержек проведения закупочных процедур, повышению профессионализма участников этого процесса приводят консолидированные (совместные) закупок, оформленные соглашением между заказчиками. Однако, осуществляя такие закупки, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьями 11 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольная служба приводит перечень методов, которые помогут минимизировать риск конфликта интересов. В частности, предлагается установление в положении о закупке запретов на координацию деятельности участников закупок, на ведение переговоров, не предусмотренных положением о закупке, на нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях участников и т.д.

Регулятор предостерегает также от объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ, услуг; установления необоснованных требований, ограничивающих доступ к участию в закупке; необоснованного укрупнения предмета закупки и закрепление требований, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе безальтернативное указание на товарный знак, модель, марку товара. Такие рекомендации, безусловно, обобщают правоприменительную практику и направлены на предотвращение наиболее грубых нарушений в процессе осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, следует включить в положения о закупках заказчиков возможность применения к недобросовестным участникам антидемпинговых мер, не раскрывая их содержания. Такая политика может привести к тому, что каждый заказчик будет устанавливать антидемпинговые меры согласно своему пониманию. В сфере государственных закупок, например, применяются конкретные антидемпинговые меры в форме дополнительных требований к участникам, снизившим начальную (максимальную) цену договора на 25% и более (требование обеспечения исполнения договора в большем размере, чем предусмотрено документацией о проведении закупки, подтверждение добросовестности и т.д.).

Как отмечает ФАС России, необходимо устанавливать требование по обеспечению не только исполнения договора, но и заявки на участие в закупке. Формулировка второго требования, использованная антимонопольной службой, может стать барьером на пути малых и средних предприятий к участию в закупочном процессе, так как антимонопольный орган не рекомендует конкретный, в том числе максимальный, размер обеспечения, что может привести к произвольному толкованию заказчиками этих положений Стандарта. В сфере государственных закупок, например, установлены общие (от 0,5 до 5% от цены контракта) и специальные (1% от цены контракта, если при проведении аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб.) требования к определению размера обеспечения заявки.

Для унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц целесообразно включить в Стандарт перечень рекомендуемых к применению заказчиками антидемпинговых мер, а также установить конкретные, в том числе максимальные, размеры обеспечения заявок на участие в закупках.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

02.10.2023

Отсутствие презумпции невиновности в антимонопольном законодательстве. Нужно ли доказывать вину

Из ролика вы узнаете о принципе вины и презумпции невиновности в антимонопольном законодательстве.

Смотреть

08.12.2023

Выявление правонарушения и исчисление оборотного штрафа, некоторые нюансы

В статье руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдара Султанова рассматривается проблема...

04.12.2023

Конкуренция и право. Обзор за 27 ноября - 3 декабря 2023 г.

Принят закон о создании системы каталогизации продукции для ГОЗ; ФАС разъяснила обновленные правила рекламы финансовых...

04.12.2023

Пределы компетенции антимонопольного органа на примере договоров коммерческой концессии

Из ролика вы узнаете пределах компетенции антимонопольного органа на примере договоров коммерческой концессии.

30.11.2023

Законная сила решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

Айдар Султанов о законной силе решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.