Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Закупочный стандарт

29.09.2015
3 мин.
на чтение
ФАС России 21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте (fas.gov.ru) Стандарты осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение 2014–2015 гг.

Стандарт конкретизирует и (или) восполняет многие из положений Закона о закупках. Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками. Стандарт разработан прежде всего для установления и поддержания открытости и прозрачности закупочного процесса, борьбы с коррумпированными элементами в этой сфере и увеличения эффективности расходования средств заказчиков.

Так, ФАС России советует включить в положение о закупках исчерпывающий перечень применяемых способов закупки. Предпочтение антимонопольный орган отдает таким способам, как аукцион и конкурс, считая их наиболее открытыми и прозрачными. Запрос котировок, предложений, по мнению ведомства, целесообразно применять, когда возникает необходимость обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

К сокращению издержек проведения закупочных процедур, повышению профессионализма участников этого процесса приводят консолидированные (совместные) закупок, оформленные соглашением между заказчиками. Однако, осуществляя такие закупки, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьями 11 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольная служба приводит перечень методов, которые помогут минимизировать риск конфликта интересов. В частности, предлагается установление в положении о закупке запретов на координацию деятельности участников закупок, на ведение переговоров, не предусмотренных положением о закупке, на нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях участников и т.д.

Регулятор предостерегает также от объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ, услуг; установления необоснованных требований, ограничивающих доступ к участию в закупке; необоснованного укрупнения предмета закупки и закрепление требований, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе безальтернативное указание на товарный знак, модель, марку товара. Такие рекомендации, безусловно, обобщают правоприменительную практику и направлены на предотвращение наиболее грубых нарушений в процессе осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, следует включить в положения о закупках заказчиков возможность применения к недобросовестным участникам антидемпинговых мер, не раскрывая их содержания. Такая политика может привести к тому, что каждый заказчик будет устанавливать антидемпинговые меры согласно своему пониманию. В сфере государственных закупок, например, применяются конкретные антидемпинговые меры в форме дополнительных требований к участникам, снизившим начальную (максимальную) цену договора на 25% и более (требование обеспечения исполнения договора в большем размере, чем предусмотрено документацией о проведении закупки, подтверждение добросовестности и т.д.).

Как отмечает ФАС России, необходимо устанавливать требование по обеспечению не только исполнения договора, но и заявки на участие в закупке. Формулировка второго требования, использованная антимонопольной службой, может стать барьером на пути малых и средних предприятий к участию в закупочном процессе, так как антимонопольный орган не рекомендует конкретный, в том числе максимальный, размер обеспечения, что может привести к произвольному толкованию заказчиками этих положений Стандарта. В сфере государственных закупок, например, установлены общие (от 0,5 до 5% от цены контракта) и специальные (1% от цены контракта, если при проведении аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб.) требования к определению размера обеспечения заявки.

Для унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц целесообразно включить в Стандарт перечень рекомендуемых к применению заказчиками антидемпинговых мер, а также установить конкретные, в том числе максимальные, размеры обеспечения заявок на участие в закупках.

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров
28.07.2021
«Пепеляев Групп» усиливает свои позиции в области энергетики
28.07.2021
Рекомендации от ФПА РФ: как обезопасить себя от действий мошенников, прикрывающи...
18.06.2021
Прецедентный проект «Пепеляев Групп»: Верховный Суд впервые рассмотрел дело о во...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters