Загрузка...
15.12.2011
5 мин. на чтение

Полтавченко заставил питерских инвесторов понервничать

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко вступил в должность 31 августа, когда Валентина Матвиенко стала членом Совета Федерации от Петербурга. Через две недели депутаты законодательного собрания утвердили новый состав правительства, предложенный Полтавченко. Количество вице-губернаторов увеличилось с восьми до девяти, их полномочия перераспределились, в правительстве появились новые лица.

Полтавченко начал с ревизии инвестиционных проектов, стартовавших еще при Валентине Матвиенко. В первую очередь были остановлены стройки с участием бюджетных денег. При коррекции бюджета на 2012 г. из него, в частности, выпали расходы в 3,5 млрд руб. на строительство Орловского тоннеля.

Тоннель длиной в 1 км, который должен пройти под Невой в районе Смольного, должен строиться с участием частного концессионера, выбранного на конкурсе в 2010 г., – Невской концессионной компании (НКК), контролируемой группой First Quantum. Изначальная стоимость тоннеля – 47,7 млрд руб., эти средства в равных долях должны внести инвестор, городской бюджет и федеральный инвестфонд. Но после корректировки в части улучшения подъездных развязок цена тоннеля выросла до 70 млрд руб., а с учетом строительства всей инфраструктуры – до 115 млрд руб., рассказывал в конце октября председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. Тогда же вице-губернатор Сергей Вязалов назвал проект неоправданно дорогим. Необходимо тщательно его изучить, чтобы понять целесообразность строительства, сказал Вязалов. У чиновников есть возможность отказаться от тоннеля без компенсаций из бюджета, утверждал он.

Пока власти ведут переговоры об оптимизации затрат на тоннель, сообщил представитель Вязалова, решения о закрытии или продолжении стройки еще нет. НКК уже потратила около 2 млрд руб. на проектные и подготовительные работы, говорит источник, близкий к компании. Сократить затраты можно будет, только упростив подъездные развязки, объясняет он, полагая, что тоннель необходим для улучшения транспортной ситуации в городе.

Зато в 2012 г. власти планируют выделить 506 млн руб. для подготовки стройплощадки центрального участка ЗСД, который также сооружается по концессионной схеме с участием консорциума во главе с ВТБ. Его общая стоимость – 106 млрд руб.

Финансировать из бюджета два столь дорогих инфраструктурных проекта бессмысленно, полагает исполнительный директор ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. ЗСД также позволит организовать круглосуточное движение через Неву, его южный и северный участки вовсю строятся в отличие от Орловского тоннеля, который только проходит госэкспертизу, объясняет он.

В октябре Вязалов поручил профильным комитетам провести инвентаризацию всех инвестпроектов и отменить постановления, если инвесторы нарушают сроки реализации проектов. По этой причине лишиться проекта по реконструкции ДЛТ в центре Петербурга может Mercury. Компания получила здание под реконструкцию в 2005 г., в последний раз сроки реализации проекта истекли в сентябре 2011 г.

С приходом нового губернатора позиция власти в отношении инвесторов, срывающих сроки, ужесточилась, говорил в ноябре председатель КУГИ Дмитрий Куракин. Смольный больше не будет продлевать постановления, если инвестор не предъявит убедительных аргументов, почему выполнить работы не представилось возможным, добавляет он. Для Mercury исключений не будет, компания должна представить обоснования срыва сроков, говорит Куракин.

Mercury вложила в реконструкцию универмага более 2 млрд руб., здание готово на 95%, возмущался генеральный менеджер Mercury Александр Реебок. Компания обратилась в городскую администрацию с просьбой продлить сроки в августе, к началу этой недели правительство не приняло решения.

В конце ноября вице-губер­на­тор Василий Кичеджи предложил отказаться и от государственно-частного проекта по строительству Дворца искусств на месте трампарка на Васильевском острове стоимостью 9,5 млрд руб. Частным инвестором выступает ЗАО «Инвест-строй» (представляет интересы венгерской TriGranit Development), уже вложившее в него 10 млн евро. Кичеджи назвал проект непроработанным, перспективы его реализации – призрачными. А губернатор Полтавченко сообщил, что власти найдут этой территории более интересное применение. Соглашение составлено таким образом, что у инвестора мало шансов взыскать что-либо через суд из-за разрыва соглашения городской администрацией в одностороннем порядке, говорит чиновник инвестиционного блока Смольного. Официального уведомления об изменении планов компания от чиновников так и не получила, сказал представитель «Инвест-строя».

Отказ еще от одного проекта – строительства нового трамвайного депо в Шушарах, где, в частности, должен был базироваться подвижной состав скоростного надземного экспресса, – может негативно отразиться на проекте фонда Meridian Capital по строительству жилого комплекса на Московском проспекте.

С Московского проспекта, 83, на новую площадку должен был переехать старый трамвайный парк, 12 га его территории планировалось продать на торгах. Аффилированная с Meridian Capital компания «Эмси истейт инвестмент» приобрела на торгах за 305,4 млн руб. четыре неиспользуемых «Горэлектротрансом» здания и участок под ними на территории трампарка. Meridian Capital планировала развивать всю территорию трампарка. Официально об изменениях планов Смольный не уведомлял, сообщил представитель компании. Он добавил, что инвестор не отказывается реализовывать проект на уже приобретенном участке. Никто не обещал, что вся территория будет приватизирована, говорил в конце октября Чичканов, соглашаясь с тем, что без всего участка проект стал менее привлекательным.

При любой смене власти начинается ревизия проектов, оставшихся от предыдущей, это вызывает нервозность инвесторов, говорит партнер Baker & McKenzie Максим Калинин. В этом году в Петербурге не начато ни одного крупного проекта с участием иностранного капитала, обращает внимание он. Хотя на это также влияет ухудшение инвестиционного климата в России в целом из-за президентских выборов 2012 г. и декабрьских выборов в Госдуму.

Пока существенных структурных изменений в администрации не произошло, есть только слухи об их возможности, рассказывает руководитель одного из частных стратегических проектов. Но очевидно, что прохождение согласований через Смольный замедлилось – рядовые чиновники пока не знают мнения начальства и боятся принимать решения, говорит он, инвесторы тоже пока не понимают отношения новой власти к себе. Документ, на который еще год назад уходила пара недель, теперь невозможно получить и за месяц, утверждает сотрудник одного из недавно открытых промышленных предприятий. На налаживание отношений иногда уходят годы, при смене власти необходимо все выстраивать заново, отмечает он.

После анализа проектов власти могут скорректировать часть из них или даже продолжить их реализацию в прежнем виде, полагает партнер «Пепеляев групп» Сергей Спасенов. Он считает, что дальнейшее их развитие будет зависеть от возможностей бюджета.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Сергей Спасеннов
Старший партнер, руководитель офиса в Санкт-Петербурге
s.spasennov@pgplaw.ru
Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

28.03.2024

Охраняемые законом интересы, или Эссе о пользе изучения доктрины

В данном эссе руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов покажет на трех ...

26.03.2024

ФНС начислила почти 8 млрд рублей штрафов за налоговые нарушения

В 2023 г. ФНС начислила гражданам и бизнесу 7,9 млрд руб. штрафов за налоговые правонарушения, установленные 16-й главой...

26.03.2024

В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников...

25.03.2024

Мачты связи на крышах превратились в головную боль для бизнеса и Смольного

Смольный и бизнес не могут договориться, чем являются мачты сотовой связи на крышах зданий — частью строительства или...