Загрузка...
05.02.2025
3 мин. на чтение

Побочные продукты производства: первые судебные споры

В 2022 г. Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ введено понятие «побочный продукт производства» и установлены правила обращения с такими продуктами. Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко прокомментировала нормативное регулирование и правоприменительную практику, сложившуюся на сегодняшний день.

Согласно ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), лица, в результате деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства, вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) при условии, что эти вещества и (или) предметы не включены в перечень, утвержденный распоряжением № 4249-р.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ и оказании услуг и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку, в отличие от вторичного сырья, в жизненном цикле побочных продуктов отсутствует стадия отхода, они должны быть поставлены на учет в качестве побочных продуктов по факту их появления (производства).

При этом положениями ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ:
  • ограничен срок, в течение которого побочные продукты подлежат использованию, - три года с момента их учета в качестве побочных продуктов;
  • предусмотрены серьезные правовые и экономические последствия несоблюдения срока использования побочных продуктов - признание их отходами и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере (с применением коэффициента 52).
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, лица, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, отражают информацию об их видах, объемах образования, о дате образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или при передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете об организации и о резуль татах ПЭК в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109.
Согласно п. 6 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством России.

Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ). Согласно требованиям Закона № 184-ФЗ, организации, в том числе коммерческие, вправе разрабатывать и утверждать стандарты организаций на производимую продукцию, в том числе на побочную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции.

Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) относит стандарты организаций к документам по стандартизации, разрабатываемым для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Стандарты организаций являются частью национальной системы стандартизации.

В соответствии со ст. 14 Закона № 162-ФЗ стандарты организаций разрабатываются в том числе в виде технических условий. Требования к разработке и содержанию технических условий предусмотрены ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (введен взамен ГОСТ 2.114-95).

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Экология производства»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...