Загрузка...
30.09.2022
6 мин. на чтение

Открытые вопросы внедрения параллельного импорта на примере отрасли фармацевтики

en
Вопрос о возможности легализации параллельного импорта в РФ обсуждался в течение нескольких предшествующих лет, однако с начала марта данная дискуссия перешла в практическую плоскость: были последовательно приняты Федеральный закон от 08.03.2022 №46-ФЗ («46-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 №506 — ПП («506-ПП») и Приказ Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532 (зарегистрирован в Минюсте 06.05.2022, с того времени претерпел две итерации, последняя из которых вступила в силу 07.08.2022). Подробнее – в статье руководителя практики “Фармацевтика и здравоохранение” «Пепеляев Групп» Константина Шарловского.

Если читать регулирующие документы буквально, они отменяют в отношении ряда товаров национальный принцип исчерпания исключительных прав на ОИС, а не вводят международный. Однако органы исполнительной власти скорее будут толковать (и уже толкуют) нормы телеологически, а не буквально, что позволит ввозить и продавать в РФ поименованные в перечне товары без разрешения правообладателя.

В конце июня был принят закон, в соответствии с кото­рым использование IP в отношении товаров, включен­ных в перечень, не будет признаваться нарушением ис­ключительных прав вовсе. По смыслу введенной нормы законодатель освободил от ответственности любое лицо, использующее IP без согласия правообладателя. При этом не будет считаться нарушением не только ввоз и продажа оригинальных товаров, но также почему-то и производство, продвижение и/или иное использова­ние товарных знаков или охраноспособных технических решений без согласия правообладателя. В настоящий момент сложно сказать, будет ли указанная норма при­меняться буквально (т.е. допускать производство и сбыт в т.ч. контрафактных товаров) либо же только в контек­сте легализации параллельного импорта (т.е. только в контексте нивелирования ответственности импортеров оригинальных товаров).

Оставив в стороне спор о плюсах и минусах параллель­ного импорта и его действительном влиянии на эконо­мику в краткосрочной и среднесрочной перспективе, предлагаем рассмотреть более детально несколько практических аспектов функционирования механизма разрешения несанкционированного ввоза оригиналь­ных товаров в РФ.

Критерии и процедура включения/ исключения товаров из перечня

Ни 46-ФЗ, ни ПП-506 не устанавливают критериев, ис­пользуемых для формирования перечня товаров, ввоз которых разрешен без каких-либо санкций со стороны правообладателя. Тем не менее, по косвенным призна­кам все же возможно сделать предположение о наличии формально не закрепленных, но де-факто используемых для формирования списка критериев.
Основным критерием предположительно выступает дефицит (дефектура) товаров на рынке РФ. В качестве примера использования такого критерия — включение в перечень продукции компании Miltenyi Biotec по коду ТН ВЭД 3002 12 000 9 (Сыворотки иммунные и фракции крови прочие) в последней версии перечня. Поставки данной продукции в РФ были официально прекращены производителем в марте 2022 года, при этом в СМИ не­однократно появлялись статьи о невозможности равно­ценной замены.

Однако в отношении ряда товаров (особенно тех товаров, производство которых локализовано в России) достаточ­но сложно понять, каким образом был определен их де­фицит на рынке. Здесь есть резон вспомнить инициативу ФАС России 2013-2015 гг. о введении моратория на парал­лельный импорт товаров, чье производство было локали­зовано в России. Тогда инициатива активно обсуждалась в средствах массовой информации и даже была одобрена Правительством к рассмотрению, но из-за разногласий различных ведомств до утверждения так и не дошла.

Возникает вопрос: проводился ли анализ наличия дефек­туры или угрозы ее возникновения в отношении всех вклю­ченных в перечень товарных групп и брендов? Если да, то каким образом, исходя из какой методологии определя­лась такая дефектура, в т.ч. каковы границы рынка/группы товаров, в отношении которых определяется дефектура?

Несмотря на тот факт, что термин «дефектура» за по­следние несколько месяцев плотно вошел в лексикон за­конодателя, его нормативное определение отсутствует. Вместе с тем, отдельные подзаконные акты описывают некоторые критерии, по которым возможно судить о на­личии или отсутствии дефектуры. Однако даже в таких подзаконных актах не приводится методологии — законо­датель устанавливает лишь примеры критериев, которые могут учитываться госорганами при принятии решения о дефектуре.

Резюмируя, следует признать, что даже такой критерий включения/исключения товара/бренда из перечня Мин­промторга РФ как дефектура или риск ее возникновения не может рассматриваться как универсальный, т.к. а) он нормативно не закреплен, б) де-факто применяется не во всех случаях, в) отсутствует какая-либо унифициро­ванная методология определения и доказывания факта дефектуры.

Помимо отсутствия нормативно установленных критери­ев формирования перечня, текущее регулирование также хранит молчание в отношении процедуры формирования перечня и, что еще более важно с практической точки зре­ния, процедуры его корректировки (включения/исключе­ния конкретных товаров или категорий товаров).

Минпромторг РФ, используя делегированные полно­мочия, вправе вносить изменения в перечень, т.е. раз­решать или запрещать параллельный импорт отдель­ных групп товаров или брендов. С одной стороны, такой порядок принятия решений дает максимальную гибкость и возможность регулятору оперативно реа­гировать на изменение рыночной ситуации. С другой стороны, этот подход делает совершенно непредска­зуемой ситуацию как для правообладателей, так и для потенциальных «параллельных» импортеров — при от­сутствии понимания о том, как принимается решение, от чего оно зависит и как долго будет действовать не­возможно рассчитать целесообразность того или ино­го бизнес-решения — будь то решение о продолжении поставок продукта в РФ или решение о выстраивании альтернативной цепочки поставок неофициальным дистрибьютором.

Соотношение отраслевого регулирования и параллельного импорта

Для ряда сфер практическая реализация механизмов параллельного импорта в текущем виде представляется проблематичной, ввиду наличия специфического отрас­левого регулирования, опосредующего процедуры ввоза и продажи товаров. Речь в первую очередь о таких инду­стриях, как фармацевтика.

Даже если лекарственные препараты будут внесены в новые редакции перечня, реализация на территории РФ отдельных их серий, купленных вне РФ и ввозимых без согласия правообладателя, в условиях действующе­го отраслевого регулирования станет возможна только при соблюдении специальных требований, в частности, обеспечения необходимой маркировки на русском язы­ке и т.д.

Постановление Правительства РФ № 593 допускает воз­можность осуществления ввоза лекарственных средств в «иностранных» упаковках до 31.12.2022 без специальных разрешений при условии соблюдения иных ограничений для свободного обращения иностранных препаратов по­сле их ввоза.

Во-первых, ввоз таких лекарственных препаратов может быть осуществлен только при условии их соответствия требованиям, установленным при их регистрации, за ис­ключением требований к первичной упаковке, вторич­ной (потребительской) упаковке, а также при наличии на вторичной (потребительской) упаковке лекарственных препаратов, находящихся в обращении, самоклеящейся этикетки, содержащей информацию о лекарственном препарате на русском языке.

Во-вторых, выпустить такие препараты в гражданский оборот, включая возможность осуществлять их пере­возку, реализацию, передачу, хранение, отпуск, рознич­ную торговлю (в том числе дистанционным способом) и применение, будет возможно только после получения заключения межведомственной комиссии. Для выдачи заключения необходимо подать заявление с приложе­нием определенного актом перечня документов. Судя по составу таких документов (п.п. г) — л) п.36 Постановле­ния Правительства РФ от 05.04.2022 № 593), возможно предположить, что собрать данный пакет неавторизо­ванному разработчиком препарата лицу будет крайне проблематично.

Иными словами, включение лекарственных препаратов в перечень Минпромторга на текущий момент само по себе не сделает возможным осуществление параллель­ного импорта лекарственных препаратов, во всяком слу­чае де-юре.

Подводя итоги, отметим, что параллельный импорт в сложившихся условиях, вероятно, может стать эффек­тивным механизмом обеспечения некоторых отраслей экономики незаменимыми товарами, доступ которых из- за санкций или по иным причинам временно прекратил­ся. С другой стороны, также очевидно, что «побочное» действие внедренного механизма, усиленное форматом такого внедрения на территории РФ (имея в виду от­сутствие нормативно закрепленных критериев форми­рования и процедуры корректировки перечня товаров, частые корректировки перечня и временный характер норм в целом), нивелирует потенциальную пользу от параллельного импорта как минимум для целого ряда социально значимых отраслей, таких как фармацевтика. Усовершенствовать применение механизма параллель­ного импорта возможно, сделав процедуру и критерии формирования перечня Минпромторга более прозрач­ным, а также гармонизировав нормы о параллельном им­порте с отраслевым регулированием.

Источник: AEB. Business Quarterly (Autumn 2022)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

18.03.2025

Весной навеяло. Обзор нормативных актов, вступивших в силу с 1 марта

Весна в этом году выдалась насыщенная на регуляторные изменения. Основными определяющими факторами нововведений стали гармонизация...

14.03.2025

Новые правила изготовления лекарств в аптеках

Тема возрождения производственных аптек последние годы активно обсуждается регуляторами и отраслью. В 2023 году расширились...

12.03.2025

Что происходит на рынке фармацевтической складской недвижимости

Текущая геополитическая ситуация и связанные с ней сложности в отношении международной логистики вынуждают фармпроизводителей...

12.03.2025

Как аптекам подготовится к единому рынку медицинских изделий. Рекомендации юриста

Вместе со старшим юристом практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Таисией Кубриной разобрали, на что ...