Загрузка...
30.09.2022
6 мин. на чтение

Открытые вопросы внедрения параллельного импорта на примере отрасли фармацевтики

en
Вопрос о возможности легализации параллельного импорта в РФ обсуждался в течение нескольких предшествующих лет, однако с начала марта данная дискуссия перешла в практическую плоскость: были последовательно приняты Федеральный закон от 08.03.2022 №46-ФЗ («46-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 №506 — ПП («506-ПП») и Приказ Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532 (зарегистрирован в Минюсте 06.05.2022, с того времени претерпел две итерации, последняя из которых вступила в силу 07.08.2022). Подробнее – в статье руководителя практики “Фармацевтика и здравоохранение” «Пепеляев Групп» Константина Шарловского.

Если читать регулирующие документы буквально, они отменяют в отношении ряда товаров национальный принцип исчерпания исключительных прав на ОИС, а не вводят международный. Однако органы исполнительной власти скорее будут толковать (и уже толкуют) нормы телеологически, а не буквально, что позволит ввозить и продавать в РФ поименованные в перечне товары без разрешения правообладателя.

В конце июня был принят закон, в соответствии с кото­рым использование IP в отношении товаров, включен­ных в перечень, не будет признаваться нарушением ис­ключительных прав вовсе. По смыслу введенной нормы законодатель освободил от ответственности любое лицо, использующее IP без согласия правообладателя. При этом не будет считаться нарушением не только ввоз и продажа оригинальных товаров, но также почему-то и производство, продвижение и/или иное использова­ние товарных знаков или охраноспособных технических решений без согласия правообладателя. В настоящий момент сложно сказать, будет ли указанная норма при­меняться буквально (т.е. допускать производство и сбыт в т.ч. контрафактных товаров) либо же только в контек­сте легализации параллельного импорта (т.е. только в контексте нивелирования ответственности импортеров оригинальных товаров).

Оставив в стороне спор о плюсах и минусах параллель­ного импорта и его действительном влиянии на эконо­мику в краткосрочной и среднесрочной перспективе, предлагаем рассмотреть более детально несколько практических аспектов функционирования механизма разрешения несанкционированного ввоза оригиналь­ных товаров в РФ.

Критерии и процедура включения/ исключения товаров из перечня

Ни 46-ФЗ, ни ПП-506 не устанавливают критериев, ис­пользуемых для формирования перечня товаров, ввоз которых разрешен без каких-либо санкций со стороны правообладателя. Тем не менее, по косвенным призна­кам все же возможно сделать предположение о наличии формально не закрепленных, но де-факто используемых для формирования списка критериев.
Основным критерием предположительно выступает дефицит (дефектура) товаров на рынке РФ. В качестве примера использования такого критерия — включение в перечень продукции компании Miltenyi Biotec по коду ТН ВЭД 3002 12 000 9 (Сыворотки иммунные и фракции крови прочие) в последней версии перечня. Поставки данной продукции в РФ были официально прекращены производителем в марте 2022 года, при этом в СМИ не­однократно появлялись статьи о невозможности равно­ценной замены.

Однако в отношении ряда товаров (особенно тех товаров, производство которых локализовано в России) достаточ­но сложно понять, каким образом был определен их де­фицит на рынке. Здесь есть резон вспомнить инициативу ФАС России 2013-2015 гг. о введении моратория на парал­лельный импорт товаров, чье производство было локали­зовано в России. Тогда инициатива активно обсуждалась в средствах массовой информации и даже была одобрена Правительством к рассмотрению, но из-за разногласий различных ведомств до утверждения так и не дошла.

Возникает вопрос: проводился ли анализ наличия дефек­туры или угрозы ее возникновения в отношении всех вклю­ченных в перечень товарных групп и брендов? Если да, то каким образом, исходя из какой методологии определя­лась такая дефектура, в т.ч. каковы границы рынка/группы товаров, в отношении которых определяется дефектура?

Несмотря на тот факт, что термин «дефектура» за по­следние несколько месяцев плотно вошел в лексикон за­конодателя, его нормативное определение отсутствует. Вместе с тем, отдельные подзаконные акты описывают некоторые критерии, по которым возможно судить о на­личии или отсутствии дефектуры. Однако даже в таких подзаконных актах не приводится методологии — законо­датель устанавливает лишь примеры критериев, которые могут учитываться госорганами при принятии решения о дефектуре.

Резюмируя, следует признать, что даже такой критерий включения/исключения товара/бренда из перечня Мин­промторга РФ как дефектура или риск ее возникновения не может рассматриваться как универсальный, т.к. а) он нормативно не закреплен, б) де-факто применяется не во всех случаях, в) отсутствует какая-либо унифициро­ванная методология определения и доказывания факта дефектуры.

Помимо отсутствия нормативно установленных критери­ев формирования перечня, текущее регулирование также хранит молчание в отношении процедуры формирования перечня и, что еще более важно с практической точки зре­ния, процедуры его корректировки (включения/исключе­ния конкретных товаров или категорий товаров).

Минпромторг РФ, используя делегированные полно­мочия, вправе вносить изменения в перечень, т.е. раз­решать или запрещать параллельный импорт отдель­ных групп товаров или брендов. С одной стороны, такой порядок принятия решений дает максимальную гибкость и возможность регулятору оперативно реа­гировать на изменение рыночной ситуации. С другой стороны, этот подход делает совершенно непредска­зуемой ситуацию как для правообладателей, так и для потенциальных «параллельных» импортеров — при от­сутствии понимания о том, как принимается решение, от чего оно зависит и как долго будет действовать не­возможно рассчитать целесообразность того или ино­го бизнес-решения — будь то решение о продолжении поставок продукта в РФ или решение о выстраивании альтернативной цепочки поставок неофициальным дистрибьютором.

Соотношение отраслевого регулирования и параллельного импорта

Для ряда сфер практическая реализация механизмов параллельного импорта в текущем виде представляется проблематичной, ввиду наличия специфического отрас­левого регулирования, опосредующего процедуры ввоза и продажи товаров. Речь в первую очередь о таких инду­стриях, как фармацевтика.

Даже если лекарственные препараты будут внесены в новые редакции перечня, реализация на территории РФ отдельных их серий, купленных вне РФ и ввозимых без согласия правообладателя, в условиях действующе­го отраслевого регулирования станет возможна только при соблюдении специальных требований, в частности, обеспечения необходимой маркировки на русском язы­ке и т.д.

Постановление Правительства РФ № 593 допускает воз­можность осуществления ввоза лекарственных средств в «иностранных» упаковках до 31.12.2022 без специальных разрешений при условии соблюдения иных ограничений для свободного обращения иностранных препаратов по­сле их ввоза.

Во-первых, ввоз таких лекарственных препаратов может быть осуществлен только при условии их соответствия требованиям, установленным при их регистрации, за ис­ключением требований к первичной упаковке, вторич­ной (потребительской) упаковке, а также при наличии на вторичной (потребительской) упаковке лекарственных препаратов, находящихся в обращении, самоклеящейся этикетки, содержащей информацию о лекарственном препарате на русском языке.

Во-вторых, выпустить такие препараты в гражданский оборот, включая возможность осуществлять их пере­возку, реализацию, передачу, хранение, отпуск, рознич­ную торговлю (в том числе дистанционным способом) и применение, будет возможно только после получения заключения межведомственной комиссии. Для выдачи заключения необходимо подать заявление с приложе­нием определенного актом перечня документов. Судя по составу таких документов (п.п. г) — л) п.36 Постановле­ния Правительства РФ от 05.04.2022 № 593), возможно предположить, что собрать данный пакет неавторизо­ванному разработчиком препарата лицу будет крайне проблематично.

Иными словами, включение лекарственных препаратов в перечень Минпромторга на текущий момент само по себе не сделает возможным осуществление параллель­ного импорта лекарственных препаратов, во всяком слу­чае де-юре.

Подводя итоги, отметим, что параллельный импорт в сложившихся условиях, вероятно, может стать эффек­тивным механизмом обеспечения некоторых отраслей экономики незаменимыми товарами, доступ которых из- за санкций или по иным причинам временно прекратил­ся. С другой стороны, также очевидно, что «побочное» действие внедренного механизма, усиленное форматом такого внедрения на территории РФ (имея в виду от­сутствие нормативно закрепленных критериев форми­рования и процедуры корректировки перечня товаров, частые корректировки перечня и временный характер норм в целом), нивелирует потенциальную пользу от параллельного импорта как минимум для целого ряда социально значимых отраслей, таких как фармацевтика. Усовершенствовать применение механизма параллель­ного импорта возможно, сделав процедуру и критерии формирования перечня Минпромторга более прозрач­ным, а также гармонизировав нормы о параллельном им­порте с отраслевым регулированием.

Источник: AEB. Business Quarterly (Autumn 2022)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

23.04.2024

Как работают индикаторы риска для проведения внепланового контроля

Минздрав в начале апреля значительно расширил перечень индикаторов риска нарушений в сфере обращения лекарственных средств....

23.04.2024

Обеленные требования. Правительство планирует ограничить сроки действия обязательных требований из «белого списка»

Большая часть нормативных актов, регулирующих обращение лекарств и медизделий, а также работу их производителей и участников...

16.04.2024

Территория моратория. Как суды оценивают значимость лекарств и БАД для проверок

Президент в конце февраля анонсировал планы отказаться от тотального моратория на проверки в следующем году. Еще в 2023 ...

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...