Загрузка...
25.05.2021
8 мин. на чтение

Онлайн-торговля теряется в продвижении

По состоянию на апрель 2021 года Росздравнадзором выдано более 340 разрешений на дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Объем фармацевтической онлайн-торговли растет. При этом онлайн-аптеки предлагают фармацевтическим компаниям включить в маркетинговые соглашения новые услуги по продвижению лекарств в интернете. Что это за услуги и насколько они законны, рассказала партнер «Пепеляев Групп» Мария Никонова.

Какие услуги предлагают онлайн-аптеки

В 2020 году состоялся официальный запуск онлайн-торговли лекарственными препаратами. Онлайн-аптеки предлагают фармацевтическим компаниям включить в маркетинговые соглашения новые услуги по продвижению лекарств в интернете.

Например:
  • первые позиции в категории лекарств — при поиске препаратов по МНН препарат клиента размещается в результатах поиска в одной из первых строчек на сайте сети;
  • наличие лекарства при поиске препарата конкурента — при вводе препарата конкурента с одноименным МНН препарат клиента также участвует в выдаче после вводимого препарата;
  • с этим товаром покупают — покупатель на странице препарата видит раздел «с этим товаром покупают», в котором размещен препарат клиента;
  • наличие наименования лекарства в категории на сайте — покупатель при поиске препарата в определенном разделе сайта (не по торговому наименованию или МНН, а по определенной категории заболеваний) видит препарат клиента в одной из первых строчек;
  • наличие наименования препарата при поиске словами из инструкции — покупатель при поиске лекарства словами из инструкции или с ошибками в наименовании видит результаты поиска с препаратом клиента в одной из первых строчек.
Законно ли такое продвижение?

Продвижение или предложение

Фармацевтическим работникам и руководителям аптечных сетей запрещено заключать с фармкомпанией или представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов (п.3 ч.2 ст.74 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Аналогичное требование предусмотрено п.3 ч.2 ст.67.1 ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств». Регулятор проверяет соблюдение аптеками этих требований.

В докладе Росздравнадзора об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан в 2020 году отмечается, что при проверке деятельности 2159 организаций было выявлено 14 169 нарушений обязательных требований. В 98 случаях в договорах аптечной организации с компанией (представителем компании) о поставке лекарственных препаратов присутствовало условие о назначении или рекомендации предлагать населению определенные препараты.

С одной стороны, фармацевтические работники не вправе предлагать населению определенные препараты. С другой — аптека обязана проинформировать покупателей об ассортименте, а фармацевтические работники — оказать населению фармацевтическое консультирование и информирование.

Такие обязанности прямо предусмотрены п.4 ч.2 ст.74 № 323-ФЗ и ст.67.1 № 61-ФЗ, где сказано, что фармацевтические работники и руководители аптечных сетей не вправе предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая препараты, имеющие одинаковое МНН.

Требования к организации торговли лекарствами раскрыты в Правилах дистанционной торговли, Правилах отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических, аптечными сетями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (утверждены приказом Минздрава РФ № 403н от 11.07.2017), Правилах надлежащей аптечной практики (утверждены приказом Минздрава РФ № 647н от 31.08.2016).

В силу указанных нормативных актов аптека:
  1. обязана разместить на сайте сведения о лекарствах, имеющихся в наличии из собственных товарных запасов и подлежащих розничной продаже дистанционным способом, информацию о препаратах в соответствии с государственным реестром лекарственных препаратов для медицинского применения, доступных для заказа, производителях лекарственных препаратов, сроках годности, количестве, розничных ценах и условиях хранения, а также инструкции по медицинскому применению (подп.«и» п.13 Правил дистанционной торговли);
  2. должна отпускать препараты, доставляемые покупателю, в соответствии с Правилами отпуска лекарственных препаратов (п.22 Правил дистанционной торговли);
  3. не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарств, включая препараты, имеющие одинаковое МНН, в том числе скрывать информацию о наличии препаратов, имеющих более низкую цену (п.17 Правил отпуска лекарственных препаратов);
  4. обязана организовать информирование покупателей о наличии товаров, в том числе о лекарственных препаратах нижнего ценового сегмента (подп.«г» п.8 Правил надлежащей аптечной практики);
  5. силами фармацевтических работников обязана предоставить достоверную информацию о товарах аптечного ассортимента и информировать об их рациональном применении в целях ответственного самолечения (п.15 Правил надлежащей аптечной практики);
  6. обеспечить фармацевтическое консультирование населения, а именно доступ к информации о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях (подп.«в» п.8 Правил надлежащей аптечной практики).
Таким образом, выдача покупателю при поиске информации о препарате, демонстрация на сайте лекарства с тем же МНН, выдача вкладки «с этим препаратом покупают», размещение информации о препарате в разделе с определенными заболеваниями, помощь покупателю при поиске лекарства по словам из инструкции — все это прямая обязанность аптеки и фармацевтических работников. Такие действия не должны рассматриваться как предложение о покупке лекарственного препарата.

По своей сути услуги по продвижению лекарств на сайте аптеки похожи на приоритетную выкладку товара в обычной аптеке. Препараты клиента не предлагаются аптекой к покупке, но выкладываются поближе к прилавку на самом видном месте, чтобы привлечь внимание покупателя и помочь быстрее найти необходимый ему препарат.

Осуществление специальной выкладки не нарушает запрет, предусмотренный № 323-ФЗ и № 61-ФЗ. Об этом свидетельствует и законопроект по регулированию аптечных сетей, принятый Госдумой в первом чтении в феврале этого года. В законопроекте к разрешенным аптечным сетям услугам по продвижению лекарств прямо отнесены «услуги, оказываемые в целях продвижения лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе путем… осуществления их специальной выкладки».

Расходы на продвижение лекарственных препаратов в онлайн

Расходы на продвижение могут быть учтены для целей налого­обложения прибыли как расходы на рекламу (п.4 ст.264 НК РФ) или как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п.1 ст.253 НК РФ).

Но и тут надо подробнее разобраться, возможна ли проблема с признанием расходов на такое продвижение. Ст.252 НК РФ предусмотрено, что расходами признаются обоснованные затраты, осуществленные налогоплательщиком. А под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты.

Потенциально налоговые риски могут возникнуть у компании, если налоговый орган посчитает, что компания платит аптеке за те действия, которые она и так должна выполнить по закону или по уже имеющемуся договору купли-продажи лекарственных препаратов. А значит, расходы на такие услуги экономически не оправданны.

Этот риск обусловлен довольно старой позицией фискальных органов по такому виду продвижения товаров, как выкладка. Минфин и ФНС долго утверждали, что приоритетная выкладка товара относится к действиям организации розничной торговли, которые она обязана выполнить в рамках договора розничной купли-продажи, а значит, расходы на такие действия экономически необоснованны [1].

Затем позиция смягчилась, и Минфин признал, что расходы на приоритетную выкладку могут быть признаны экономически обоснованными и учитываться для целей налогообложения прибыли. Но учесть такие расходы можно только в том случае, если соглашение «определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца» [2].

На уровне судебной практики налоговым органам также есть за что зацепиться — например, постановление президиума ВАС РФ № 7780/11 от 8.11.2011. В этом деле налогоплательщик привлек агента для заключения соглашений о дополнительных поставках газа. Спор шел о том, были ли реальными услуги такого агента. Но среди выводов президиум сделал и такой: «привлечение посреднических организаций для оказания различного рода услуг, связанных с обеспечением возможности получения необходимого объема газа при наличии действующего договора поставки, предоставляющего возможность получения дополнительных объемов газа по соответствующим заявкам покупателя, влечет признание подобных расходов в качестве экономически не обоснованных и не направленных на получение дохода». Иначе говоря, президиум ВАС РФ признал расходы экономически необоснованными, в том числе на основании того, что такие же блага можно было получить по уже действующему договору поставки.

Если применить эти выводы к расходам на продвижение лекарств аптеками в онлайн, то такие расходы можно учесть для целей налогообложения без рисков, если:
  • действия аптеки не являются обязательными в силу закона или договора купли-продажи;
  • аптека за вознаграждение целенаправленно выполняет конкретные действия;
  • такие действия обеспечивают создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к лекарственным препаратам.
Вернемся к конкретным услугам по продвижению лекарств в онлайн. Что делает аптека: показывает ассортимент покупателю, предлагает ему препараты с тем же МНН, помогает ему найти лекарства по показаниям. Не являются ли такие действия аптеки обязательными в силу закона? Можно ли назвать алгоритм выдачи лекарств на сайте целенаправленными действиями аптеки по привлечению внимания к ним?

Полагаю, что признавать такие расходы для целей налогообложения можно. Все опции по придвижению лекарств в онлайн — это не просто информирование населения о препаратах в ассортименте, но и дополнительное привлечение внимания к определенным препаратам клиента. Но для того, чтобы избежать налоговых рисков, имеет смысл внимательно прописать подобные активности в договоре с аптекой.

Важность формулировок договора

В договоре важно подчерк­нуть, что действия аптеки по продвижению лекарственных препаратов обеспечивают видимость препаратов, их приоритетную выкладку и в конечном итоге привлечение к ним внимания со стороны покупателей. Обязанности аптеки в маркетинговом договоре можно определить формулировкой «целенаправленные действия исполнителя по выкладке или выдаче при осуществлении поиска лекарственных препаратов клиента на сайте с целью улучшения видимости препаратов на страницах интернет-аптеки, упрощения поиска препаратов покупателями и привлечения дополнительного внимания к ним покупателей».

Если в уже заключенном договоре формулировки не поменять, имеет смысл сделать под такие активности локальное обоснование — например, переписку между отделами компании о том, с какой целью оплачиваются услуги по продвижению лекарственных препаратов. А в переписку включить экономическое обоснование таких расходов через предложенную выше формулировку.



1 Письмо Минфина России от 17.10.2006 № 03-03-02/247, письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 № 20-12/5532.
2 Письмо Минфина России от 18.03.2014 № 03-03-06/1/11641.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

10.09.2025

В «РГ» обсудили, на каких условиях должно вернуться производство лекарств в аптеки

Какие препараты можно изготавливать в аптечных условиях и для каких целей — эти вопросы обсудили участники круглого...

09.09.2025

Держать строй. Как наказывают компании, которые злоупотребляют доминирующим положением

За последний год ФАС рассмотрела ряд громких дел, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на фармацевтическом...

25.08.2025

Аптеки не будут наказывать штрафом за несообщение о дешевых аналогах препаратов

Эксперты опровергли сообщения СМИ о введении новых штрафов для аптек за неинформирование о дешевых аналогах лекарств. Такая...

19.08.2025

Осенний переворот. Какие изменения в работе аптек вступают в силу с 1 сентября

В 2025 году регуляторы были очень активны в «посевной» сезон, а в сентябре нас ждет полная корзина урожая в виде регуляторных...