Взыскание платы за размещение вскрышных пород в отвалах
Управлением Росприроднадзора заявлен иск о взыскании с Общества 483 312 733 руб. платы за размещение отходов вскрыши во внешних отвалах, по следующим основаниям:- отвалы ответчика являются ОРО, т.к. проектной документацией не предусмотрена рекультивация земель с использованием вскрыши на горно-техническом этапе рекультивации, а только рекультивация самих отвалов, после их образования;
- частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ запрещено использование отходов для рекультивации лесных земель и захоронение токсичных вскрышных пород;
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343-ФЗ) вступил в силу с 01.09.2023 и не применим к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу.
- вскрышные породы утилизированы путем рекультивации;
- включение рекультивационных работ в технологические процессы горного производства относится к наилучшим доступным технологиям в области рекультивации земель, нарушенных в процессе ведения горнодобывающих работ (пункт 5.9.1 ИТС 16-2016).
Проектная документация ответчика, получившая положительное заключение ФАУ Главгосэкспертизы, а также согласование регионального Минприроды (в части Проекта рекультивации земель), не предполагает организацию и сооружение ОРО в виде отвалов вскрыши, отвалообразование не преследует цель хранения с последующей утилизацией, обезвреживанием или захоронением вскрыши, а представляет собой рекультивацию земель, нарушенных горными работами.
Правомерность деятельности Общества подтверждена Проектом освоения лесов, на который получено положительное заключение регионального Министерства лесного хозяйства.
Недропользователю предоставлено право использовать отходы добычи полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах»).
Доказательства негативного воздействия вскрышных пород на окружающую среду истцом не представлены, отбор проб вскрышных пород, их исследование на предмет наличия негативного воздействия истцом не проводились.
Комментарии
Критерием наилучшей доступной технологии (НДТ), согласно части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду.В «ИТС 16-2016. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», утвержденном Приказом Росстандарта от 15.12.2016 № 1886, включена НДТ 5.9.1 Текущая рекультивация нарушенных земель в процессе отработки месторождений полезных ископаемых.
НДТ предусматривает проведение текущей рекультивации нарушенных земель на этапе эксплуатации горнодобывающего предприятия с целью сокращения негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду и возврата восстановленных земель в оборот в соответствии с проектом отработки месторождения.
Включение рекультивационных работ в основные технологические процессы горного производства, если применимо, позволяет повысить эффективность работ, ускорить темпы восстановления нарушенных земель, сократить расходы, например, за счет использования основного горного оборудования.
НДТ позволяет ускорить процесс восстановления нарушенных земель, минимизировать негативные воздействия на почвы, атмосферный воздух и водные объекты.
Также указано, что использование отходов для восстановления нарушенных земель возможно в рамках реализации утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации, содержащего в полном объеме подтверждающую информацию о безопасности используемых при рекультивации отходов для компонентов окружающей среды.
С 01.01.2024 введен ИТС 16-2023, утвержденный Приказом Росстандарта от 05.12.2023 № 2609, который содержит аналогичные положения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2025 по делу № А33-5998/2023
Доначисление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговым органом доначислен недропользователю НДПИ ввиду неучета в налогообложении попутно добытого щебня.Недропользователем оспорено решение налогового органа, по следующим основаниям:
Лицензия не содержит указание на какой-либо специальный вид добычных работ, спорный щебень возникает в результате обогащения железной руды, которое разновидностью добычных работ не является.
Налоговым органом не учтено, что при определении расчетной стоимости железной руды сумма затрат, приходящихся на извлечение разубоживающие породы, учтены в составе указанных затрат и начисление НДПИ в отношении щебня является повторным налогообложением железной руды и разубоживающей породы, но уже исходя из стоимости реализации щебня.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано, апелляцией требования удовлетворены. Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение, поскольку содержащаяся в минеральном сырье разубоживающая порода в целях исчисления НДПИ самостоятельный объект налогообложения не образует, так как полезным ископаемым не является, при начислении налога не учтены затраты на извлечение породы, осуществлено двойное налогообложение железной руды и разубоживающей породы.
Согласно письму Минфина России от 25.01.2021 № 03-06-06-01/4175, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, являются самостоятельным объектом налогообложения НДПИ только в том случае, если в соответствии с Законом «О недрах» на их извлечение выдана отдельная лицензия и разработана соответствующая техническая документация.
Полная версия статьи доступна на сайте EcoStandard.journal.