Загрузка...
12.05.2021
3 мин. на чтение

Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации

Налоговый мониторинг — новая реальность налогового контроля, отвечающая потребностям цифрового мира; форма налогового контроля, подразумевающая расширенное информационное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. В рамках мониторинга проверка проводится в режиме реального времени и в условиях прозрачности деятельности компании для инспекции, что кардинально отличается от традиционных камеральной и выездной налоговых проверок. При этом цифровизация взаимоотношений компании и инспекции, открытость внутренних процессов компании для проверяющих в рамках налогового мониторинга в дальнейшем будет значительно увеличиваться, что прямо следует из вектора правового регулирования этого института. К числу неоднозначных моментов мониторинга можно отнести возможность ФНС России пересмотреть его результаты в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, а также отсутствие публичности мотивированных мнений.

1. Налоговые органы и цифровизация

Не секрет, что российское государство уже достаточно давно взяло масштабный курс на цифровизацию различных сфер жизни. При его реализации налоговые органы всегда играли заметную роль.

Так, например, одной из целей принятой еще в 2002 г. федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» [1] являлось создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий. Задачей программы было, в частности, совершенствование взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами.

В числе органов, ответственных за выполнение программы, выступало и Министерство по налогам и сборам РФ — в части реализации среди прочего электронного документооборота между органами власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении налоговой отчетности, создания системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности организаций государственного сектора экономики.

В соответствии с государственной программой «Информационное общество (2011–2020)» [2] на Федеральную налоговую службу России (ФНС России) была возложена ответственность за создание системы хранения электронных документов для поддержки авторизованного юридически значимого электронного документооборота между субъектами налоговых отношений.

Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации [3]. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, «ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы „Налог-3“. Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы „Личный кабинет налогоплательщика“, „НДС-офис иностранной организации“, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), „Прозрачный бизнес“, мобильное приложение для самозанятых граждан „Мой налог“» [4].

Читать полностью: журнал "Закон"

_________________________________________________________________________________________________________

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65.
[2] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В настоящий момент утратила силу.
[3] См., напр.: ФНС лидирует в госсекторе РФ по внедрению LegalTech // РГ. 2020. 9 окт. URL: https://rg.ru/2020/10/09/fnslidiruet-
v-gossektore-rf-po-vnedreniiu-legaltech.html
; «С России берут пример, к нам приезжают учиться» // Коммерсант. 2019. 21 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4165008 (дата обращения: 06.04.2021).
[4] Постановление Совета Федерации от 17.02.2021 № 47-СФ «О реализации мер налоговой политики, направленных на
стимулирование экономического роста».

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Как подать отчетность по РОП по новым правилам в 2025 г. Расширенная ответственность производителя

В данном видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о порядке подачи отчетности по расширенной ответственности п...

Смотреть

16.06.2025

Налоговые новости. Дайджест за 9-15 июня 2025 г.

Главные новости: со следующего года участники ОЭЗ в Магаданской области смогут получить инвестиционный налоговый вычет;...

11.06.2025

Блеск и нищета налоговой прогрессии. Лекция Сергея Пепеляева на Петербургском правовом саммите

В этой лекции Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», рассказывает о налоговой прогрессии — её ...

09.06.2025

Налоговые новости. Дайджест за 2 – 8 июня 2025 г.

Главные новости: ФНС обсуждает с бизнесом усиление контроля за дроблением на маркетплейсах; Минфин предложил ввести минимальную...

05.06.2025

Каковы шансы на передачу налогового спора в ВС РФ?

Статистика от ведущего юриста Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Рустама Галияхметова на Петербургском...