Загрузка...
10.04.2023
1 мин. на чтение

Налогообложение бюджетных субсидий для коммерческих организаций

Бюджетное финансирование направлено на поддержку предпринимательства. Но неоднократные изменения норм НК РФ, принятые с целью снизить налоговую нагрузку получателей субсидий, на практике приводят к обратному результату. Налогоплательщикам в некоторых случаях трудно обойтись без правовой помощи в толковании налоговых норм. Разбирается ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» Анастасия Фивейская.

История вопроса

Субсидии для коммерческих организаций – безвозмездно полученные денежные средства либо на возмещение (компенсацию) уже произведенных получателем затрат, либо на финансовое обеспечение (финансирование) предстоящих расходов (ст. 78 БК РФ). По общему правилу безвозмездно полученное имущество облагается налогом на прибыль. Но в 2010 г., чтобы преодолеть последствия экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение об освобождении от налогообложения средств, выделенных коммерческим организациям в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ.
В целях реализации этого решения с 2011 г. был установлен специальный порядок налогового учета бюджетной помощи, предоставляемой коммерческим организациям: полученные субсидии должны были включаться в доход пропорционально расходам, фактически осуществленным за их счет и признанным в учете (включая начисленные суммы амортизации амортизируемого имущества).

Прямое освобождение полученных субсидий от налогообложения не было предусмотрено. Но с экономической точки зрения при таком учете доходов и расходов налоговая база равнялась нулю (см. текст во врезке), что исключало дополнительное налоговое бремя для получателей и позволяло достичь определенной Правительством РФ цели.
Исключение
Налоговая база равнялась нулю за исключением средств, не израсходованных в течение двух лет с момента получения субсидий, если они не были связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества. Не израсходованные в течение двух лет суммы, не связанные с приобретением амортизируемого имущества, должны были включаться в доход как безвозмездно полученное имущество.

Предусмотренный с 2011 г. порядок, по нашему мнению, охватывал все возможные случаи предоставления субсидий, если бы его на них распространили (п. 4.3 ст. 271 НК РФ, п. 4.1 той же статьи с 2015 г.).

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Налоговые новости. Дайджест за 20-26 октября 2025 г.

Главные новости: «пакет» поправок в НК РФ принят в I чтении и обсуждается в Госдуме; власти хотят получить доступ к налоговой...

24.10.2025

ФАБА в Красноярске: майнинг выходит из «серой» зоны

Бизнес, специализирующийся на майнинге и криптовалюте, стремится работать в рамках закона. Егор Лысенко, руководитель Сибирского...

23.10.2025

Налоговые проверки приостанавливают срок на включение требования ФНС в реестр должника

Арбитражный суд Московского округа указал на необходимость оценки судами объективных препятствий для соблюдения налоговым...

23.10.2025

Поправки в НК РФ: применение инвестиционных налоговых льгот

Вводится новый механизм контроля за применением инвестиционных налоговых льгот. Изменения внесены законопроектом, предус...