Загрузка...
10.04.2023
1 мин. на чтение

Налогообложение бюджетных субсидий для коммерческих организаций

Бюджетное финансирование направлено на поддержку предпринимательства. Но неоднократные изменения норм НК РФ, принятые с целью снизить налоговую нагрузку получателей субсидий, на практике приводят к обратному результату. Налогоплательщикам в некоторых случаях трудно обойтись без правовой помощи в толковании налоговых норм. Разбирается ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» Анастасия Фивейская.

История вопроса

Субсидии для коммерческих организаций – безвозмездно полученные денежные средства либо на возмещение (компенсацию) уже произведенных получателем затрат, либо на финансовое обеспечение (финансирование) предстоящих расходов (ст. 78 БК РФ). По общему правилу безвозмездно полученное имущество облагается налогом на прибыль. Но в 2010 г., чтобы преодолеть последствия экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение об освобождении от налогообложения средств, выделенных коммерческим организациям в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ.
В целях реализации этого решения с 2011 г. был установлен специальный порядок налогового учета бюджетной помощи, предоставляемой коммерческим организациям: полученные субсидии должны были включаться в доход пропорционально расходам, фактически осуществленным за их счет и признанным в учете (включая начисленные суммы амортизации амортизируемого имущества).

Прямое освобождение полученных субсидий от налогообложения не было предусмотрено. Но с экономической точки зрения при таком учете доходов и расходов налоговая база равнялась нулю (см. текст во врезке), что исключало дополнительное налоговое бремя для получателей и позволяло достичь определенной Правительством РФ цели.
Исключение
Налоговая база равнялась нулю за исключением средств, не израсходованных в течение двух лет с момента получения субсидий, если они не были связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества. Не израсходованные в течение двух лет суммы, не связанные с приобретением амортизируемого имущества, должны были включаться в доход как безвозмездно полученное имущество.

Предусмотренный с 2011 г. порядок, по нашему мнению, охватывал все возможные случаи предоставления субсидий, если бы его на них распространили (п. 4.3 ст. 271 НК РФ, п. 4.1 той же статьи с 2015 г.).

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.03.2025

Обращение с отходами недропользования: правовое регулирование и правоприменительная практика

Выступление Юлии Юрченко, руководителя экологической группы (г. Красноярск), на форуме TECH MINING Сибирь 2025.

Смотреть

07.05.2025

Legal Drinks: Сергей Пепеляев в гостях у Романа Бевзенко

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Сергея Пепеляева, управляющего партнера «Пепеляев Гру...

30.04.2025

Эксперты про изменение условий налогового мониторинга

Руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин отмечает, что ослабление...

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...